Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Шухруповская основная общеобразовательная школа
Принята на заседании
педагогического
совета от 28.08.2025г.
Протокол № 1
Утверждаю:
Директор МАОУ Шухруповской ООШ
С.В. Нифонтова
Приказ № 92 - О от 28.08.2025г.
Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШУХРУПОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА
DN: E=uc_fk@roskazna.ru, S=77 Москва, OID.1.2.643.100.4=7710568760,
ОГРН=1047797019830, STREET="Большой Златоустинский переулок, д. 6,
строение 1", L=г. Москва, C=RU, O=Казначейство России,
CN=Федеральное казначейство
Причина: Я являюсь автором этого документа
Дата: 25 Ноябрь 2025 г. 17:01:48
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Человек»
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Человек» разработана на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Адаптированной
основной
образовательной
программы
обучающихся,
воспитанников с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми
и множественными нарушениями развития (вариант II) на 2025- 2026 гг.
Предмет «Человек» является начальным звеном формирования естественных знаний,
пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного
мышления на материале сведений о неживой и живой природе.
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших
школьников с особыми образовательными потребностями. Целью его введения в
учебный план является направленное исправление дефектов общего и речевого
развития детей, их познавательной деятельности. Обучение по данной программе
развивает у детей способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать,
делать элементарные выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Программа построена по концентрическому принципу применительно к обучению в
течение года, а также с учетом преемственности планирования тем на весь курс
обучения (1- 4 классы). Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные
знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
Основная цель обучения предмету «Человек» детей с интеллектуальными
нарушениями неразрывно связано с целью реализации АООП и заключается в
создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся , обеспечивающих усвоение ими социального и
культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе.
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представления о себе.
Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им
окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе
социального мира.
Общая характеристика учебного предмета.
Основными критериями отбора материала по предмету «Человек» являются его
доступность и практическая значимость. Доступность проявляется в существенном
ограничении объема и содержания материала, практическая значимость заключается в
тесной связи изучения курса с жизненным опытом обучающихся, формирование у них
готовности к использованию полученных знаний на практике, при решении
соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения.
Программа обучения носит элементарно-практический характер, при этом ведущим
коррекционным принципом является принцип коммуникативной направленности.
Изучение предмета «Человек» включает формирование о себе как «Я» и своем
ближайшем окружении и повышении уровня самостоятельности в процессе
самообслуживания.
Описание места предмета в учебном плане
Учебный предмет «Человек» входит в предметную область «Окружающий мир» и
относится к обязательной части учебного плана.
В соответствии с календарным учебным графиком МАОУ «Шухруповская ООШ»
курс «Человек» в 3 классе рассчитан на 102 часа (34 учебные недели). Количество
часов в неделю, отводимых на изучение «Человек» в 3 классе, определено недельным
учебным планом и составляет 3 часа в неделю.
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Освоение обучающимися, воспитанниками в предметной области «Человек»
предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В
структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образованиявведение
обучающихся,
воспитанников
с
умственной
отсталостью(интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими
социокультурным опытом. Личностные результаты освоения АООП образования
включают индивидуально- личностные качества и социальные(жизненные)
компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Определенные рабочие программы для 3 класса планируемые личностные результаты
учитывают типологические, возрастные особенности обучающихся, воспитанников с
умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) и возможности их
личностного развития в процессе целенаправленной образовательной деятельности по
изучению предмета. Планируемые предметные результаты предусматривают
овладение обучающимися знаниями и умениями по предмету и представлены
дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному.
Личностные результаты освоения учебного материала
● Положительное отношение к учебе
● Осознание себя(свой пол, имя, фамилия, положение в коллективе, семье)
● Формирование гигиенических навыков
● Формирование навыков культуры еды
● Развивать самостоятельность, организованность, выполнение упражнений по
самообслуживанию
● Владение правилами поведения в различных ситуациях
●Уважительное
отношение
сопереживание ,взаимопомощь.
к
окружающим,
доброжелательность,
Предметные результаты освоения учебного предмета
Минимальный уровень:
Представление о собственном теле
Отнесение себя к определенному полу
Умение показать части тела человека(назвать их назначение)
Умение определять «твое, чужое», осознавать и выражать свои желания и
интересы
Умение сообщать минимальные сведения о себе (имя, фамилия, возраст, пол,
место жительства, имена родителей и других членов семьи)
Умение обслуживать себя(принимать пищу, ходить в туалет, одеваться
раздеваться и т д)
Достаточный уровень:
Называть место жительства (улицу, дом, город, село)
Владение алгоритмом действий в игровой учебной, бытовой ситуации
Социально- эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и
совместной деятельности
Содержание учебного предмета
- Формирование представления о своем теле, его строении, двигательных
возможностях, санитарно-гигиенических навыков, правил здорового образа жизни,
профилактика болезней.
- Формирование и расширение представлений о своем ближайшем окружении(членах
семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традиций)
- Соблюдение правил и норм культуры поведения и общения в обществе, семье.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
I четверть (24 часа)
№
Тема
1
Что такое волшебные слова?
Количество
Содержание, виды деятельности
часов
3
2
Учимся быть вежливыми
Сюжетно-ролевая игра: Давай
поговорим
2
Сюжетные картинки, составление
предложений по ним. Практическое
занятие
3
Как вести себя в гостях?
2
Сюжетноролевая
игра:
Нас
пригласили в гости. Сюжетно –ролевая
игра: мы приглашаем вас в гости
4
Сюжетно-ролевая игра : мы в
магазине
2
Игра
5
Поведение в общественном
транспорте
2
Раздаточный
беседа
6
Взрослые и дети
1
Беседа, дидактическая игра
материал,
картинки,
7
Моя семья
3
Карточки,
видеофильма
беседа,
просмотр
8
Мой день рождения
2
Беседа, тематическое рисование
9
Что такое режим дня? Режим
дня школьника
3
Карточки, беседа- опрос, сюжетные
картинки
10
Как мы едим? Правила
поведения за столом
2
Карточки, практическая работа, беседа
11
Что значит быть здоровым?
2
Беседа, опрос, дидактическая игра
II четверть (24 часа)
№
Количест
Содержание, виды деятельности
во часов
Тема
1 Привычки человека: вредные и
полезные
2
Беседа – рассуждение, дидактическая
игра : убери лишнее
Почему мы болеем?
2
Беседа –
картинки
3 Строение тела человека
3
Карточки,
просмотр
фильма,
дидактическая игра : найди себя
4 Зрение. Глаза человека
3
Беседа, предметные картинки
5 Уши и слух
3
Карточки, дидактическая игра: чей
голосок
6 Нос и обоняние
2
Выполнение индивидуальных заданий
7 Речь человека . Язык
2
Выполнение индивидуального задания
8 Наша одежда
3
Карточки, беседа
9 Виды одежды
4
Практическая работа, дидактическая
игра, карточки
2
рассуждение,
сюжетные
III четверть (30 часов)
№
Тема
Количество
Содержание, виды деятельности
часов
1 Уход за одеждой. Хранение
одежды
3
Карточки, опрос, практическая работа
2
Летняя одежда, зимняя одежда,
головные уборы
3
Практическая работа, беседа,
сюжетно –ролевая игра : оденься
правильно
3
Виды обуви. Ее назначение.
Уход за обувью, хранение
3
Наблюдение, беседа, практическая
работа
4
Практикум: уход за одеждой и
обувью
2
Практическая работа, индивидуальная
работа
2
Развивающая игра: найди лишнее
5 Здоровье человека- в его руках
6
Отдых. Для чего он нужен
человеку?
3
Сюжетные картинки, беседа
7
Сон и его
человека
2
Беседа- опрос
8 Утренняя зарядка
1
Карточки, практическая работа
9 Питание человека
3
Карточки
10 Продукты питания
2
Опрос. Карточки.
2
Игра
2
Опрос. Карточки
2
Сюжетные картинки, карточки , игра лото
11
значение
Игра
«съедобное
несъедобное»
для
–
12 Хлеб всему голова
13
Овощи и их польза
организма человека
для
IV четверть (24 часов)
№
1
Тема
Что такое витамины?
Количество
Содержание, виды деятельности
часов
2
Беседа- опрос
2 Рацион человека
3
Карточки, беседы , дидактические
игры
3 Мое отражение в зеркале
2
Выполнение индивидуальных заданий
Что такое личная гигиена?
4 предметы личной гигиены, их
хранение и использование
туалет,
Предметы личной гигиены,
практическое использование,
наблюдение
2
Беседа, практические занятия
5
Утренний
туалет
6
Мои личные вещи(одежда,
обувь),уход ,хранение
2
Картинки, практические занятия
7
Содержи свое место в порядке
(шкаф, парта)
2
Практическая работа
8 Я и мое настроение
2
Дидактическая игра : давайте
улыбнемся
9 Я и мои друзья
2
Тематическое рисование, беседа
10 Мои любимые игрушки
2
Игрушки, дидактическая игра: кто
лишний
11 Повторение
1
Тематическое рисование, беседы
12 Повторение
1
Тематическое рисование, беседы
Итого: 102 часа
вечерний
3