Рабочая программа учебного предмета Человек 3 кл._подпись

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Шухруповская основная общеобразовательная школа

Принята на заседании
педагогического
совета от 28.08.2025г.
Протокол № 1

Утверждаю:
Директор МАОУ Шухруповской ООШ
С.В. Нифонтова
Приказ № 92 - О от 28.08.2025г.

Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШУХРУПОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА

DN: E=uc_fk@roskazna.ru, S=77 Москва, OID.1.2.643.100.4=7710568760,
ОГРН=1047797019830, STREET="Большой Златоустинский переулок, д. 6,
строение 1", L=г. Москва, C=RU, O=Казначейство России,
CN=Федеральное казначейство
Причина: Я являюсь автором этого документа
Дата: 25 Ноябрь 2025 г. 17:01:48

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Человек»

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Человек» разработана на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Адаптированной
основной
образовательной
программы
обучающихся,
воспитанников с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми
и множественными нарушениями развития (вариант II) на 2025- 2026 гг.
Предмет «Человек» является начальным звеном формирования естественных знаний,
пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного
мышления на материале сведений о неживой и живой природе.
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших
школьников с особыми образовательными потребностями. Целью его введения в
учебный план является направленное исправление дефектов общего и речевого
развития детей, их познавательной деятельности. Обучение по данной программе
развивает у детей способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать,
делать элементарные выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Программа построена по концентрическому принципу применительно к обучению в
течение года, а также с учетом преемственности планирования тем на весь курс
обучения (1- 4 классы). Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные
знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
Основная цель обучения предмету «Человек» детей с интеллектуальными
нарушениями неразрывно связано с целью реализации АООП и заключается в
создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся , обеспечивающих усвоение ими социального и
культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе.
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представления о себе.
Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им
окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе
социального мира.
Общая характеристика учебного предмета.
Основными критериями отбора материала по предмету «Человек» являются его
доступность и практическая значимость. Доступность проявляется в существенном
ограничении объема и содержания материала, практическая значимость заключается в
тесной связи изучения курса с жизненным опытом обучающихся, формирование у них
готовности к использованию полученных знаний на практике, при решении
соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения.
Программа обучения носит элементарно-практический характер, при этом ведущим
коррекционным принципом является принцип коммуникативной направленности.
Изучение предмета «Человек» включает формирование о себе как «Я» и своем
ближайшем окружении и повышении уровня самостоятельности в процессе
самообслуживания.
Описание места предмета в учебном плане

Учебный предмет «Человек» входит в предметную область «Окружающий мир» и
относится к обязательной части учебного плана.
В соответствии с календарным учебным графиком МАОУ «Шухруповская ООШ»
курс «Человек» в 3 классе рассчитан на 102 часа (34 учебные недели). Количество
часов в неделю, отводимых на изучение «Человек» в 3 классе, определено недельным
учебным планом и составляет 3 часа в неделю.
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Освоение обучающимися, воспитанниками в предметной области «Человек»
предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В
структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образованиявведение
обучающихся,
воспитанников
с
умственной
отсталостью(интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими
социокультурным опытом. Личностные результаты освоения АООП образования
включают индивидуально- личностные качества и социальные(жизненные)
компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Определенные рабочие программы для 3 класса планируемые личностные результаты
учитывают типологические, возрастные особенности обучающихся, воспитанников с
умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) и возможности их
личностного развития в процессе целенаправленной образовательной деятельности по
изучению предмета. Планируемые предметные результаты предусматривают
овладение обучающимися знаниями и умениями по предмету и представлены
дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному.
Личностные результаты освоения учебного материала
● Положительное отношение к учебе
● Осознание себя(свой пол, имя, фамилия, положение в коллективе, семье)
● Формирование гигиенических навыков
● Формирование навыков культуры еды
● Развивать самостоятельность, организованность, выполнение упражнений по
самообслуживанию
● Владение правилами поведения в различных ситуациях
●Уважительное
отношение
сопереживание ,взаимопомощь.

к

окружающим,

доброжелательность,

Предметные результаты освоения учебного предмета
Минимальный уровень:
Представление о собственном теле
Отнесение себя к определенному полу
Умение показать части тела человека(назвать их назначение)
Умение определять «твое, чужое», осознавать и выражать свои желания и
интересы

Умение сообщать минимальные сведения о себе (имя, фамилия, возраст, пол,
место жительства, имена родителей и других членов семьи)
Умение обслуживать себя(принимать пищу, ходить в туалет, одеваться
раздеваться и т д)
Достаточный уровень:
Называть место жительства (улицу, дом, город, село)
Владение алгоритмом действий в игровой учебной, бытовой ситуации
Социально- эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и
совместной деятельности
Содержание учебного предмета
- Формирование представления о своем теле, его строении, двигательных
возможностях, санитарно-гигиенических навыков, правил здорового образа жизни,
профилактика болезней.
- Формирование и расширение представлений о своем ближайшем окружении(членах
семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традиций)
- Соблюдение правил и норм культуры поведения и общения в обществе, семье.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
I четверть (24 часа)
№
Тема

1

Что такое волшебные слова?

Количество
Содержание, виды деятельности
часов
3

2
Учимся быть вежливыми

Сюжетно-ролевая игра: Давай
поговорим

2

Сюжетные картинки, составление
предложений по ним. Практическое
занятие

3

Как вести себя в гостях?

2

Сюжетноролевая
игра:
Нас
пригласили в гости. Сюжетно –ролевая
игра: мы приглашаем вас в гости

4

Сюжетно-ролевая игра : мы в
магазине

2

Игра

5

Поведение в общественном
транспорте

2

Раздаточный
беседа

6

Взрослые и дети

1

Беседа, дидактическая игра

материал,

картинки,

7

Моя семья

3

Карточки,
видеофильма

беседа,

просмотр

8

Мой день рождения

2

Беседа, тематическое рисование

9

Что такое режим дня? Режим
дня школьника

3

Карточки, беседа- опрос, сюжетные
картинки

10

Как мы едим? Правила
поведения за столом

2

Карточки, практическая работа, беседа

11

Что значит быть здоровым?

2

Беседа, опрос, дидактическая игра

II четверть (24 часа)
№
Количест
Содержание, виды деятельности
во часов

Тема

1 Привычки человека: вредные и
полезные

2

Беседа – рассуждение, дидактическая
игра : убери лишнее

Почему мы болеем?

2

Беседа –
картинки

3 Строение тела человека

3

Карточки,
просмотр
фильма,
дидактическая игра : найди себя

4 Зрение. Глаза человека

3

Беседа, предметные картинки

5 Уши и слух

3

Карточки, дидактическая игра: чей
голосок

6 Нос и обоняние

2

Выполнение индивидуальных заданий

7 Речь человека . Язык

2

Выполнение индивидуального задания

8 Наша одежда

3

Карточки, беседа

9 Виды одежды

4

Практическая работа, дидактическая
игра, карточки

2
рассуждение,

сюжетные

III четверть (30 часов)
№

Тема

Количество
Содержание, виды деятельности
часов

1 Уход за одеждой. Хранение
одежды

3

Карточки, опрос, практическая работа

2

Летняя одежда, зимняя одежда,
головные уборы

3

Практическая работа, беседа,
сюжетно –ролевая игра : оденься
правильно

3

Виды обуви. Ее назначение.
Уход за обувью, хранение

3

Наблюдение, беседа, практическая
работа

4

Практикум: уход за одеждой и
обувью

2

Практическая работа, индивидуальная
работа

2

Развивающая игра: найди лишнее

5 Здоровье человека- в его руках
6

Отдых. Для чего он нужен
человеку?

3

Сюжетные картинки, беседа

7

Сон и его
человека

2

Беседа- опрос

8 Утренняя зарядка

1

Карточки, практическая работа

9 Питание человека

3

Карточки

10 Продукты питания

2

Опрос. Карточки.

2

Игра

2

Опрос. Карточки

2

Сюжетные картинки, карточки , игра лото

11

значение

Игра
«съедобное
несъедобное»

для

–

12 Хлеб всему голова
13

Овощи и их польза
организма человека

для

IV четверть (24 часов)
№

1

Тема

Что такое витамины?

Количество
Содержание, виды деятельности
часов
2

Беседа- опрос

2 Рацион человека

3

Карточки, беседы , дидактические
игры

3 Мое отражение в зеркале

2

Выполнение индивидуальных заданий

Что такое личная гигиена?
4 предметы личной гигиены, их
хранение и использование
туалет,

Предметы личной гигиены,
практическое использование,
наблюдение

2

Беседа, практические занятия

5

Утренний
туалет

6

Мои личные вещи(одежда,
обувь),уход ,хранение

2

Картинки, практические занятия

7

Содержи свое место в порядке
(шкаф, парта)

2

Практическая работа

8 Я и мое настроение

2

Дидактическая игра : давайте
улыбнемся

9 Я и мои друзья

2

Тематическое рисование, беседа

10 Мои любимые игрушки

2

Игрушки, дидактическая игра: кто
лишний

11 Повторение

1

Тематическое рисование, беседы

12 Повторение

1

Тематическое рисование, беседы

Итого: 102 часа

вечерний

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».