Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Шухруповская
основная общеобразовательная школа
Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШУХРУПОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА
DN: E=uc_fk@roskazna.ru, S=77 Москва, OID.1.2.643.100.4=7710568760,
ОГРН=1047797019830, STREET="Большой Златоустинский переулок, д. 6,
строение 1", L=г. Москва, C=RU, O=Казначейство России,
CN=Федеральное казначейство
Причина: Я являюсь автором этого документа
Дата: 25 Ноябрь 2025 г. 16:57:22
Принята на заседании
педагогического
совета от 28.08.2025г.
Протокол № 1
Утверждаю:
Директор МАОУ Шухруповской ООШ
С.В. Нифонтова
Приказ № 92 - О от 28.08.2025г.
Рабочая программа учебного предмета
«Окружающий социальный мир»
Составитель: учитель Игнатьева Н.А.
с. Шухруповское, 2025
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» разработана на
основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями;
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Учебный предмет «Окружающий социальный мир» является основной частью предметной
области «Окружающий мир»; является содержательной частью системных знаний о людях,
их профессиях, о межличностных взаимоотношениях в коллективе. Изучение предмета
позволит расширить представления детей о дружбе, об отношениях на основе поддержки и
взаимопомощи, об эмпатии и способах выстраивания и поддержки положительных способов
взаимодействия в группе сверстников в процессе учебной, игровой и других доступных
видах деятельности.
Цель образовательно-коррекционной работы — расширение представлений о социальных
явлениях (о взаимосвязи между предметным миром и социальным миром, о труде людей),
формирование и закрепление умений по взаимодействию со сверстниками в разных
ситуациях.
Основные задачи образовательно-коррекционной работы:
формировать взаимосвязь предметного и социального мира (ориентировка в
помещении школы, кабинеты, их назначение и оборудование, кто в них трудится)
продолжить знакомить с видами транспорта, с трудом людей, работающих на видах
транспорта (пассажирский, специальный - скорая помощь, пожарная машина),
раскрыть отношение взрослых к труду водителя, его значимости для других людей;
уточнить и расширить представление о труде людей, познакомить с названиями
профессий и значимостью их для других людей (уборщица, повар);
познакомить с трудовыми действиями и орудиями труда, с трудом людей, связанные с
сезонными изменениями (что делают люди в сельском хозяйстве: весной, летом,
осенью);
воспитывать уважение к труду человека;
уточнить и расширить представления о знакомых культурно-бытовых учреждениях:
«Школа», «Больница», "Театр";
познакомить
с
новыми
культурно-бытовыми
учреждениями:
«Музей»,
«Парикмахерская», «Аптека»; учить узнавать их на сюжетных иллюстрациях;
познакомить с особенностями профессиональной деятельности людей, которые
работают в культурно-бытовых учреждениях;
дать представление о моделях поведения в зависимости от социальной роли, о
требованиях (пассажир; зритель, клиент);
продолжать воспитывать уважительное отношение к людям этих профессий;
расширять представления о дорогах и дорожном транспорте, о поведении людей на
дороге и в транспорте;
продолжать знакомить с некоторыми знаками для транспорта и для пешеходов;
продолжать формировать практическую ориентировку на дорогах (Игра «улицы
нашего города»);
уточнить и расширить представление о праздниках;
создать условия для участия каждого обучающего в праздничных мероприятиях (День
рождения, Новый год, Женский день, День Победы);
закрепить жизненный опыт обучающихся в праздничных мероприятиях: в беседах,
рисунках, аппликациях, рассказах по сюжетным иллюстрациям;
формировать положительное взаимодействие между одноклассниками: организация
совместных игр с правилами (настольно-печатных, дидактических игр, подвижных);
учить выполнять поручения взрослых совместно с одноклассниками;
продолжать учить фиксировать свой жизненный опыт
взаимодействия и общения со сверстниками в беседах, в рисунках.
положительного
Реализация программы осуществляется путем сочетания игровых, практических, наглядных и
словесных методов обучения, использования настольно-печатных, дидактических и
подвижных игр, презентаций, просмотров видеофрагментов, экскурсий прогулок.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МАОУ Шухруровской ООШ, учебный
предмет «Окружающий социальный мир» в
третьем классе рассчитан на 2 ч. в неделю, 68 ч. в год (34 учебные недели).
I (8 недель)
II (8 недель)
III (10 недель)
IV (8 недель)
Год (34 недели)
16
16
20
16
68
Материально-техническое оснащение
Материально-техническое оснащение учебного предмета "Окружающий социальный мир"
включает:
компьютерные обучающие игры (например, «Лунтик познает мир»);
натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты;
детские наборы посуды, предметы быта;
предметные, сюжетные картинки;
дидактические игры: «Одежда», «Лото – профессий», «Пазлы – профессий»,
«Транспорт»
аудио и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие социальную жизнь людей,
правила поведения в общественных местах;
тетради – раскраски с различными объектами окружающего социального мира;
комплект рабочих тетрадей "Я-говорю!" под редакцией Л. Б. Баряевой, Е. Т.
Логиновой, Л. В. Лопатиной (из серии "Ребенок в семье", "Ребенок и его игрушки",
"Ребенок в школе", "Ребенок и его дом");
детские наборы «Больница», «Магазин» и др.
Календарно - тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
Колво
часов
Дата/
план
Элементы содержания
I четверть – 16 часов
Представления о труде людей.
Целевая экскурсия по школе. Упражнения с
пиктограммами: «туалет», «столовая», «школа»,
«учитель».
Узнавание учителей - предметников на фотографии,
иллюстрации. Соотнесение учителя с определенным
предметом, действием: учитель физкультуры: мяч,
свисток, учитель музыки – музыкальные инструменты,
ноты; учитель рисования – краски, кисточка
Сентябрь
Школа.
1-3 Чему учат в школе?
3
Визуальное расписание с использованием знаковосимволических обозначений. Дидактическая игра:
«Подбери то, что тебе нужно для занятия» (предметы,
игрушки, необходимые для разных видов детской
деятельности).
Наблюдения за трудом людей, работающих в школе.
Чтение стихов. Имитация профессиональных действий
знакомых профессий. Выбор изображения из 4-6.
Труд в природе.
4-5 Трудовой десант.
2
Транспорт.
Сбор семян цветов; сбор листьев; подметание дорожек;
уборка мусора на участке; сгребание сухих листьев;
уборка участка от сухих веточек; сбор камешков на
участке.
Рассматривание изображений, предметных моделей
(игрушечных машин) грузовых, машин спец.
назначения. Катание машинок (1 гр.).
6-8 Сравнение автобуса
и трамвая.
3
9-10 "Вот мы в автобусе
сидим" (игра).
2
Имитация. Звукоподражание. Узнавание специфичных
звуков
движущегося
транспорта.
Элементы Октябрь
логоритмики.
11- «Паровозик
из
13 Ромашково» (урокпутешествие).
3
Целевая
прогулка
пиктограмм.
по
улице.
Составление разрезных картинок.
Использование
Дата/ факт
14- Почему
16 спешат?
транспорт).
они
(спец.
3
Воссоздание транспорта из частей (конструирование,
аппликация).
Дидактическая игра: «Чего не хватает?»
Изучение
правил
пользования
общественным
транспортом – воспроизведение цепочки игровых
действий (посадка в автобус, покупка билета и др.)
Моделирование простых сюжетов «В автобусе».
Пиктограмма «автобус», «машина», «поезд».
Отображение в игровых ситуациях (в пиктограммах)
назначение специального транспорта. Обыгрывание
ситуаций вызова спец. транспорта.
II четверть – 16 часов
Просмотр видеороликов, фотографий и картинок о
данных профессиях.
Ноябрь
Все профессии
важны.
17Кому
19
пригодится?
что
20- Парикмахер.
22
3
Выделение и называние (в т.ч. с помощью
пиктограммы) действий, характерных для профессии.
3
Имитация. Выбор, применение атрибутов знакомых
профессий (одежды, инвентаря).
Моделирование
простых
сюжетов
«В
парикмахерской»: отражение в сюжете элементарного
взаимодействия взрослых (водитель - пассажир;
парикмахер - клиент), включение в сюжет несколько
взаимосвязанных действий.
Представления об учреждениях культурно-бытового назначения.
Экскурсия в аптеку. Наблюдения за деятельностью
фармацевта. Узнавание
пиктограммы, знака «аптека».
Учреждения
бытового
назначения.
2326 Аптека.
Предметно-игровые действия по теме «В аптеке».
4
Учреждения
культуры.
27- Музей.
30
4
Выбор атрибутики (реальные предметы, предметы- Декабрь
заместители) в соответствии с игровой ситуацией.
Беседа о значении лекарств. Отображение в ролевой
игре действий взрослых, соблюдение определенных
правил.
Посещение
театральных
спектаклей
или
импровизированных театральных представлений в
школе. Участие в инсценировках знакомых сказок с
использованием различных театральных атрибутов.
Экскурсии в музей. Узнавание на иллюстрациях
знакомых учреждений. Выбор соответствующей
пиктограммы.
Рассматривание картин знаменитых художников.
Дидактическая игра «Хорошо-плохо» (общепринятые
нормы поведения).
31- Промежуточная
32 аттестация.
2
III четверть – 20 часов
Представления о правилах дорожного движения.
Улица.
33Уличное движение.
35
3
Моделирование улицы с использованием игрушек: Январь
автомобилей, моделей светофоров, деревьев (из
пластмассы и дерева) — на ковре, на плоскости стола.
36- Я
пешеход.
38 Светофор.
3
Обыгрывание построек. Экскурсия на перекресток.
Тренировочные упражнения перехода улицы.
39- Дорожные знаки.
41
3
Проигрывание ситуаций, игровых сюжетов «Едем в Февраль
гости», «Катаемся по городу», «Найдем пешеходный
переход и перейдем улицу» и др.
Дидактическая игра «Светофор», «Сложи светофор»,
«Почини светофор», «Лото», «Дорожные знаки».
Представления о праздниках.
Праздничные
традиции.
4243 Новый год у ворот.
2
Узнавание праздника
видеороликах, песнях.
44- Что такое
46 Победы?
День
3
Выбор подарков в соответствии с праздником.
(женский)
3
Выбор картинки – символа. Совместное изготовление
украшений и подарков к праздникам, подготовка
музыкальных номеров.
47- Мамин
49 день.
Мой день.
50День рождения.
51
2
на
сюжетных
картинах,
в
Наблюдение за предметно-игровыми действиями
взрослого и воспроизведение их при поддержке
педагога, подражая его действиям. Обыгрывание
ситуации. Украшение торта свечами. Хороводная игра
"Каравай". Игровая ситуация «У меня день рождения»,
«Меня пригласили на день рождения».
IV четверть – 17 часов
Март
Умение действовать совместно со сверстником.
3
Участие или наблюдение за игровыми действиями
других детей, спокойные игры рядом с другими
детьми.
Апрель
4
Вовлечение в общие подвижные,
хороводных игры (по выбору педагога).
Вместе весело
шагать!
5254 Учимся дружить.
55- Давайте поиграем
58 (сюжетные,
подвижные игры).
ролевые
и
Ситуация общения «Как и во что играть с друзьями».
Вовлечение детей в совместную друг с другом
деятельность.
Парные игры: «Дрозд», «У меня, у тебя», «Найди себе
друга».
Коллективная строительная игра («Построим дом» воспроизведение цепочки действий. «Улица» дорожное движение: пешеходы- машины).
По возможности (при посещении на дому)—
кратковременное
игровое
взаимодействие
со
сверстниками (3 группа).
Ролевые игры: «Дочки – матери», «Больница» в
специально оборудованном уголке.
Развлечения.
59- Сказка «Колобок»
62 (спектакль).
4
63- «Весёлые старты».
66
4
Обобщение
представлений
о
театре,
выбор
соответствующего
изображения.
Обыгрывание
ситуации "Покупка билета".
Совместное изготовление элементов костюмов или
использование
готовых
деталей
костюмов,
разыгрывание простых сценок (при участии педагога).
Изготовление билетов на спектакль для приглашенных
родителей, обучающихся из других классов.
Чтение сказки. Разучивание слов и действий.
Посильное участие в веселых стартах.
67- Итоговая
68 аттестация.
2
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью (1 группа):
Личностные:
- проявляют интерес к трудовым заданиям в разных ситуациях;
- проявляют активность в совместных делах со сверстником.
Предметные:
Май
- имеют элементарные представления о знакомых профессиях (воспитатель, учитель, врач,
водитель), узнают, показывают, выделяют по сюжетной картинке (4-5 из 6);
- имеют элементарные представления о знакомых культурно-бытовых учреждениях:
«Детский сад», «Школа», «Кинотеатр», «Детский театр», «Больница» и расположенных в них
объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка и другое), узнают на
сюжетной картинке;
- называют и выделяют признаки социальных ролей людей (дети и воспитатели; учитель,
ученики; водитель, пассажиры, пешеходы; актеры, зрители; врачи, больные);
- называют и выделяют некоторые знаки дорожного движения для пешеходов и транспорта;
- называют и выделяют признаки знакомых праздников, имеют представления об
элементарных традициях, умеют выбрать роль (чтеца, певца, танцора) для своего участия
(Новый год, 8 марта, Праздник победы 9 мая);
- играют в настольно-печатные, дидактические или подвижные игры;
- проявляют активность при выполнении поручения взрослых совместно с одноклассниками.
Обучающиеся с тяжелой умственной отсталостью и некоторые дети с множественными
нарушениями в развитии (2 группа):
Личностные:
- ориентированы на взрослого;
- выполняют трудовые задания доступным способом в разных ситуациях;
- проявляют активность в совместных делах со сверстником.
Предметные:
- имеют элементарное представление о некоторых знакомых профессиях: узнают и
показывают на картинке, выделяют признаки (учитель, дворник, врач) (3-4 из 6);
- имеют элементарные представления о знакомых в опыте культурно-бытовых учреждениях,
а также объектах, расположенных в них и рядом («Школа», «Школьный двор», «Больница»);
- выделяют на картинках признаки некоторых профессий, близких к жизненным ситуациям
обучающегося (учитель, доктор, дворник);
- умеют соблюдать с ориентировкой на взрослого или сверстника элементарные правила
«пешехода» и проезда в пассажирском транспорте;
- узнавание и выделение конкретных признаков и атрибутики знакомых праздников по
сюжетной картинке (Новый год, 8 марта, Праздник победы 9 мая);
- участвуют в настольно-печатных, дидактических или в подвижных играх;
- знают правила поведения в процессе взаимодействия в группе одноклассников.
Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью и большинство детей с множественными
нарушениями в развитии (3 группа):
Личностные:
- реагируют доступными способами на ситуации продуктивного взаимодействия со взрослым
в процессе предметно-игровой и познавательной ситуации;
Предметные:
- выделяют зрительно и по слову предметы в знакомой ситуации;
- проявляют адекватные способы коммуникации со знакомыми взрослыми и сверстниками.
Базовые учебные действия:
- проявляют адекватное поведение в социальной ситуации ближнего окружения (умения
приветствия, знакомства, предложение о помощи и др.);
- умение поддерживать положительные взаимоотношения со сверстниками (с знакомыми
взрослыми), проявлять сочувствие, взаимопомощь;
- умение проявлять самостоятельность и взаимодействовать в группе в процессе разных
видов детской деятельности.
Планируемые результаты освоения учебного предмета обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) связаны с расширением представлений об
окружающих людях, о профессиональных и социальных ролях людей в обществе, с
изучением и соблюдением правил поведения согласно социальным ролям в различных
ситуациях, с приобретением опыта социального поведения в разных ситуациях, в процессе
продуктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Показателями усвоения программы учебного материала по предмету «Окружающий
социальный мир» 3 класса является совершенствование и уточнение представлений о
предметном и социальном мире, об их взаимосвязи; о профессиях и труде людей; об
учреждениях культурно-бытового назначения ближайшего окружения; о культурных
традициях и соответствующей атрибутики; о праздниках, о способах поддержки и
налаживания межличностных взаимоотношений со сверстниками (со знакомыми взрослыми).