Рабочая программа учебного предмета Окружающий природный мир 3 кл._подпись

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Шухруповская основная общеобразовательная школа
Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШУХРУПОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА
DN: E=uc_fk@roskazna.ru, S=77 Москва, OID.1.2.643.100.4=7710568760,
ОГРН=1047797019830, STREET="Большой Златоустинский переулок, д. 6,
строение 1", L=г. Москва, C=RU, O=Казначейство России,
CN=Федеральное казначейство
Причина: Я являюсь автором этого документа
Дата: 25 Ноябрь 2025 г. 16:58:44

Принята на заседании
педагогического
совета от 28.08.2025г.
Протокол № 1

Утверждена:
Директор МАОУ Шухруповской ООШ
С.В. Нифонтова
Приказ № 92 - О от 28.08.2025г.

Рабочая программа учебного предмета
«Окружающий природный мир»

Составитель: учитель Игнатьева Н. А.

с. Шухруповское, 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 2),
утверждена приказом Министерства просвещения Р.Ф. от 24.11.2022 г № 1026 и адресована
обучающимся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с
учетом реализации особых образовательных потребностей.
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии
человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами учебной программы «Окружающий природный мир» являются:


формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы;



формирование временных представлений;



формирование представлений о растительном и животном мире.

Общая характеристика учебного предмета
Данный учебный предмет является важным в обучении младших школьников с нарушением
интеллекта, так как у данной группы детей отмечаются проблемы в овладении общеречевыми
навыками, их кругозор узок, представления о себе и окружающем мире недостаточно
сформированы. В ходе обучения у обучающихся формируются элементарные представления и
понятия, необходимые для обучения другим учебным предметам, происходит адаптация,
социализация, развитие познавательной и личностной сфер ребенка.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с
предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях,
во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе
имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов,
предметных и сюжетных картин. Главным компонентом беседы является речь самих
обучающихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет
ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно
наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме.
При формулировании ответов на вопросы у обучающихся закрепляется умение правильно
строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся
связному высказыванию.
На экскурсиях обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке;
на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая,
дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и
обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений.
Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об
окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Задачи формирования представлений детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью о
себе и об окружающем мире, развития их речи решаются на комплексной основе с использова-

нием деятельностного подхода к обучению. Они структурируются в виде тематических групп:
«Мир растений», «Мир животных», «Явления природы».
Такая структура обеспечивает эмоциональное и социально-личностное развитие обучающихся,
формирование их представлений о себе, об окружающей предметной и социальной
действительности. Она тесно связана с содержанием сюжетно-ролевых и театрализованных
игр, продуктивной деятельностью обучающихся на учебных занятиях, а также с
коррекционно-адаптационной областью учебного плана.
Мир растений. Совместные с обучающимися наблюдения за растениями, формирование
представлений о разнообразии растений. Чтение литературных произведений и загадок о
растениях.
Мир животных. Совместные с обучающимися наблюдения за домашними животными, за
зимующими птицами (воробей, ворона, синица), беседы об их жизни и повадках, игры,
отражающие жизнь домашних животных и их детенышей, птиц. Кормление птиц во
время экскурсий и наблюдений.
Чтение литературных произведений о домашних животных и птицах (потешки, стихи,
короткие рассказы). Знакомство с пиктограммами «собака», «лошадь», «кошка».
(Интеграция с учебным предметом «Речь и альтернативная коммуникация».)
Явления природы. Совместное с обучающимися наблюдение за явлениями природызимой:
снег, холодный дождь (в зависимости от погодных условий); весной: тает снег, холодный и
теплый дождь (в зависимости от погодных условий), распускаются листочки.
Наблюдения, игровые упражнения с флюгерами, ветряными вертушками. Обучение
составлению двухсловных предложений (Есть ветер? Нет ветра? Дует ветер.).
В имитационных играх, этюдах, пантомимах уточнение представлений обучающихся о
солнце, луне, тучах, дожде, каплях, снеге и снежинках и их изображении на картинках и
рисунках.
Чтение обучающимся потешек, песенок, стихотворений, сказок о явлениях природы, о
небесных светилах. Вовлечение обучающихся в доступные народные игры.
Рисование учителем с привлечением к этому действию учеников красками (вместе с
учителем): создание цветных пятен большой кистью, губкой, рукой и последующее
ассоциирование этих пятен с реальными объектами (солнце, тучи). Называние их
с помощью учителя. (Интеграция с уроками «Изобразительная деятельность».)

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
На изучение учебного предмета отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.
Образовательная область: окружающий мир

Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты
 формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном
единстве и разнообразии природной и социальной частей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
 определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);

- определяет свою половую
принадлежность;
понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и
т.д.);
 проявляет собственные чувства;
 умеет устанавливать и поддерживать контакты;
 пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов,
разрешения конфликтов;
 охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках,
хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций,
конструкций и поделок и т. п.);
 проявляет мотивацию благополучия;
 принимает участие в коллективных делах и играх.
Предметные результаты
Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времён года и
соответствующих сезонных изменениях в природе, умений адаптироваться к
конкретным природным и климатическим условиям:



интерес к объектам и явлениям неживой природы;
расширение представлений об объектах неживой природы (солнце, луна, звёзды, вода,
воздух, земля);
 представления о временах года, характерных признаках времён года, погодных изменениях,
их влияние на жизнь человека;
 умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил
жизнедеятельности, охраны здоровья.
Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека:
 интерес к объектам живой природы;
 расширение представлений о животном мире, их виды, понятия «дикие» - «домашние»;
 расширение представлений о растительном мире (растения: деревья, кустарники, травы,
цветы;
 опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними;
 умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
Элементарные представления о течении времени:
 умение различать части суток, дни недели;
 представления о течении времени: смена событий дня, суток.
 понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу;
 контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Программа формирования БУД



Создавать благоприятный социально-психологического климата во время урока;
умение направлять взгляд на говорящего взрослого, задание;








умение выполнять инструкции педагога;
использование по назначению учебных материалов;
умение выполнять действия по образцу, подражанию;
умение выполнять задание от начала до конца;
умение выполнять задание с заданными параметрами;
умение самостоятельно переходить от одного задания к другому в соответствие с
расписанием занятий, алгоритмом действий;
 умение различать и классифицировать изученные объекты животного и растительного мира.

Достаточный и минимальныйуровень освоения учебногопредмета
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы
ММинимальный уровень
Иметь представления о явлениях и объектах неживой природы,
смене временгода исоответствующих сезонныхизменениях в природе,
уменияадаптироваться кконкретным природным иклиматическим условиям.
Умение учитывать изменения в окружающейсреде для выполненияопределенных действий
(идет дождь –открываем зонт).
Умение соблюдать правила поведения вприроде (в лесу, у реки и др.).
Элементарные представления о течении
времени.
Умение различать части суток, дни недели,месяцы, их соотнесение с временем года.
Представления о течении времени: сменасобытий дня, суток, в течение недели,месяца и т.д.

Средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга
Уровни самостоятельности при выполнении заданий:
 не выполняет задание;
 выполняет задание со значительной помощью;
 выполняет задание с частичной помощью;
 выполняет задание по подражанию;
 выполняет задание по образцу;
 выполняет задание самостоятельно, но с ошибками;
 выполняет задание самостоятельно без ошибок.
Реакция на воздействие:
 негативная;
 нейтральная;
 положительная.

Критерии оценки выполнения заданий:
1 балл – не выполнил
2 балла – выполнил задание только с помощью взрослого
3 балла – выполнил самостоятельно часть задания или после оказания помощи
4 балла – выполнил самостоятельно

Основное содержание учебного предмета
В процессе формирования представлений о неживой природе обучающиеся получают знания о
явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях
(лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится
устанавливать общие закономерности природных явлений. Обучающиеся знакомятся с
разнообразием растительного и животного мира, получают представления о среде обитания
животных и растений, учатся выделять характерные признаки, объединять в группы по этим
признакам, устанавливать связи между ними. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за
домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: полив,
уход за растениями, животных. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе,
бережному и гуманному отношению к ней.
Растительный мир
Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих
сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и
климатическим условиям.
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава) и его частей (корень, ствол, стебель, ветка,
лист, цветок). Значение растений в природе и в жизни человека. Узнавание (различение)
деревьев (берёза, ель, осина). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Значение
деревьев в природе и жизни человека.
Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок,
перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Знание значения овощей в жизни человека. Знание
способов переработки овощей.
Узнавание (различение) ягод (малина, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху). Знание
значения ягод в жизни человека. Знание способов переработки ягод.
Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка, одуванчик);
знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок).
Узнавание травянистых растений.
Животный мир
Знание:
 строения животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога);
 основных признаков животного;
 домашних животных (корова, свинья, овца (баран), кот, собака);
 питание домашних животных;
 значения домашних животных в жизни человека;
 уход за домашними животными (котом, собакой и др.);
 детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок);
 различение диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, кабан);

 питание диких животных;
 детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок);
 домашних птиц (курица (петух), утка, гусь);
 детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок);
 различение зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, синица);
 перелетных птиц (дикая утка, дикий гусь, грач).
Объекты и явления неживой природы
Знание:
 солнце, небо, облака; Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Различение
земли, неба. Определение месторасположения земли и неба.
 дождь, снег, снежинки; значение дождя, снега.
Временные представления
Элементарные представления о течении времени.
 знание частей суток (утро, день, вечер, ночь);
 представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь);
 соотнесение частей суток с видами деятельности;
 различение месяцев; соотнесение месяцев с временами года;
 знание времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам;
 изменения, происходящие в жизни человека в разное время года;
 изменения, происходящие в жизни животных в разное время года;
 изменения, происходящие в жизни растений в разное время года;
 различение явлений природы (дождь, снегопад, листопад, радуга, гром, ветер);
 соотнесение явлений природы с временем года; рассказ о погоде текущего дня.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема урока

Кол-во
часов

1

Представление об огне.

1

2

Значение огня в жизни человека

1

3

Соблюдение правил обращения с огнем

1

4

Представление о воздухе.

1

5

Значение воздуха в жизни человека

1

6

Представления о солнце.

1

7

Значение солнца в жизни человека

1

8

Полезные ископаемые (глина)

1

9

Полезные ископаемые (уголь)

1

10

Наблюдения за сезонными изменениями в природе

1

11

Части суток (утро, день, вечер, ночь). Узнавание

1

урока

Дата

12

Сбор природных материалов. Экскурсия

1

13

Плодовые деревья (груша). Узнавание по внешнему виду

1

14

Плодовые деревья (слива)

1

15

Грибы (лисичка). Название. Узнавание по внешнему виду

1

16

Грибы (подберезовик). Название. Распознавание по
внешнему виду

1

17

Деревья (дуб)

1

18

Ягоды (смородина). Название. Вкус, цвет, форма, величина.

1

19

Ягоды (малина). Название. Вкус, цвет, форма, величина

1

20

Ягоды (клубника). Название. Вкус, цвет, форма, величина.

1

21

Обобщающий урок «Ягоды»

1

22

Комнатные растения (герань). Название. Узнавание по
внешнему виду

1

23

Комнатные растения (фиалка). Название. Распознавание по
внешнему виду

1

24

Обобщающий урок «Комнатные растения»

1

25

Садовые растения (роза). Название. Узнавание по внешнему
виду

1

26

Садовые растения (тюльпан). Название. Узнавание по
внешнему виду

1

27

Садовые растения (гвоздика). Название. Распознавание по
внешнему виду

1

28

Обобщающий урок «Садовые растения»

1

29

Травянистые растения (одуванчик). Название. Узнавание по
внешнему виду.

1

30

Травянистые растения (крапива). Название. Узнавание по
внешнему виду.

1

31

Травянистые растения (подорожник). Название.
Распознавание по внешнему виду.

1

32

Различение травянистых растений

1

33

Дикорастущие растения (ромашка). Название. Узнавание по
внешнему виду

1

34

Дикорастущие растения (колокольчик). Название.
Распознавание по внешнему виду.

1

35

Обобщающий урок «Дикорастущие растения»

1

36

Зерновые культуры (горох). Название. Узнавание по
внешнему виду.

1

37

Зерновые культуры (бобы). Название. Узнавание по
внешнему виду.

1

38

Зерновые культуры (кукуруза). Название. Распознавание по
внешнему виду.

1

39

Обобщающий урок «Зерновые культуры»

1

40

Овощи (свекла). Название. Вкус, цвет, форма, величина.

1

41

Овощи (капуста). Название. Вкус, цвет, форма, величина.

1

42

Сезонные изменения в природе

1

43-44

Домашние животные (лошадь). Распознавание по внешнему
виду, питание.

2

45

Дикие животные жаркого пояса (лев). Узнавание по
внешнему виду, питание

1

46

Дикие животные (лось). Распознавание по внешнему виду,
питание

1

47

Дикие животные холодногопояса (олень). Узнавание
повнешнемувиду, питание.

1

48

Дикие животные холодного пояса (пингвин). Распознавание
по внешнему виду, питание.

1

49

Дикие животные жаркого пояса (тигр). Распознавание по
внешнему виду, питание.

1

50

Дикие животные жаркого пояса (слон). Узнавание по
внешнему виду, питание

1

51

Речные рыбы (карась). Распознавание по внешнему виду

1

52

Речные рыбы (сом). Узнавание по внешнему виду

1

53

Речные рыбы (щука). Узнавание по внешнему виду

1

54

Морские обитатели (кит). Узнавание по внешнему виду

1

55

Морские обитатели (дельфин). Узнавание по внешнему виду

1

56

Различение и узнавание дельфина и кита.

1

57

Морские обитатели (акула). Распознавание по внешнему
виду

1

58

Насекомые (муха, комар)

1

59

Насекомые (пчела). Узнавание по внешнему виду.

1

60

Перелетные птицы (грач). Узнавание по внешнему виду,
питание.

1

61

Перелетные птицы (ласточка). Распознавание по внешнему

1

виду, питание.
62

Перелетные птицы (аист). Узнавание по внешнему виду,
питание

1

63

Зимующие птицы (голубь). Узнавание по внешнему виду,
питание

1

64

Зимующие птицы (воробей, синица). Распознавание по
внешнему виду, питание.

1

65

Зимующие птицы (снегирь). Узнавание по внешнему виду,
питание

1

66

Водоплавающие птицы (утка). Узнавание по внешнему виду.

1

67

Водоплавающие птицы (гусь). Распознавание по внешнему
виду.

1

68

Водоплавающие птицы (лебедь). Узнавание по внешнему
виду

1

Итого

68

Учебно-методическое и материально-техническое оснащение предмета:
 компьютерные обучающие игры (например, «Лунтик познает мир»)
 натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты.
Разрезные карточки:
 "Мир животных"
 Домашние животные
 Дикие животные России
 Животные жарких стран
 Животные холодных широт
 "Мир человека":
 Продукты питания
 Посуда


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».