Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Шухруповская основная
общеобразовательная школа
Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШУХРУПОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА
DN: E=uc_fk@roskazna.ru, S=77 Москва, OID.1.2.643.100.4=7710568760,
ОГРН=1047797019830, STREET="Большой Златоустинский переулок, д. 6,
строение 1", L=г. Москва, C=RU, O=Казначейство России,
CN=Федеральное казначейство
Причина: Я являюсь автором этого документа
Дата: 18 Ноябрь 2025 г. 12:19:59
Принята на заседании
педагогического
совета от 28.08.2025г.
Протокол № 1
Утверждаю:
Директор МАОУ Шухруповской ООШ
С.В. Нифонтова
Приказ № 92-О от 28.08.2025г.
Рабочая программа учебного предмета
«Речевая и альтернативная коммуникация»
МАОУ Шухруповская ООШ
для обучающихся с УО
3 «б» класса (71ч)
на 2025 - 2026 уч. год
Составитель: учитель Игнатьева Н. А.
с. Шухруповское, 2025
Пояснительная записка
Учебники: Речевая практика, 3 класс, Комарова С.В., Москва «Просвещение» 2021 год
Введение в программу учебного предмета «Речевая практика» обусловлено несовершенством речевой
Цель:
Задачи:
– формировать у детей общеречевые навыки; корригировать и обогащать
языковую базу устных высказываний детей; формировать выразительную
сторону речи; учить строить устные связные высказывания;
– развивать слуховое и зрительное восприятие, совершенствовать произношение слов,
– организация связных высказываний школьников
Аудирование и понимание речи.
Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчёт о выполненных действиях. Прослушивание и
выполнение инструкций, записанных на аудионосители.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравительные открытки.
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома» (общение с близкими людьми, приём гостей)
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)
речевых ситуаций
формулируются
исходя
уровняречевые
развитияситуации
коммуникативных
и познакомимся!»,
речевых
умений
обучающихся
Темы
знакомства
социальной
Знакомство
ситуации
на
в гостях».
уроках
их могут
жизни.быть
Например,
организованы
визрамках
лексической
темы «Я
«Давайте
за порогом
дома»
для отработки
«Знакомство
этикетны
во дворе»,
х форм «
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебным планом на изучение предмета «Речевая практика» в 3 классе отводится 68 часов (по 2 часа в неделю, 34 учебные недели).
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Характеристика базовых учебных действий
1. Личностные:
1. Умение осознавать и определять(называть) свои эмоции;
2. Умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
3. Умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова,
4.
5.
6.
7.
стремиться к совершенствованию собственной речи;
Любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
Понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
Этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
2. Регулятивные:
2.1. Проговаривать последовательность действий на уроке;
2.2. Высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
2.3. Работать по предложенному учителем плану;
2.4. Отличать верно выполненное задание от неверного;
2.5. Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
3. Познавательные:
3.1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
3.2. Уметь ориентироваться в учебнике;
3.3. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на
уроке, выполнять индивидуальные задания;
3.4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; сравнивать и группировать
предметы и их образы;
3.5. Пересказывать небольшие тексты.
4. Коммуникативные.
4.1. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
4.2. Слушать и понимать речь других;
4.3. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
4.4. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы,
благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах);
4.5. Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя; осваивать ролевые игры);
4.6. Работать в группе и паре, взаимодействовать при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять
взаимопроверку.
Учащиеся должны уметь:
- Выполнять задания словесной инструкции;
- Различать громкую и щепотную речь, менять темп речи, использовать вопросительную интонацию в отработанных речевых ситуациях;
- Называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
- Внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые слова»;
- Соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;
- Сообщать свое имя, фамилию, имена родственников, имена и отчества учителей и воспитателей;
- Называть свою улицу;
- Участвовать в ролевых играх;
- Слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстрационный материал.
Планируемые результаты освоения обучающимися речевой практики
Минимальный уровень:
– формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
– участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
– выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
– участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребёнка;
– ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач
Достаточный уровень:
– понимание содержания небольших по объёму сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
– понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
– выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
– участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
Содержание учебного предмета
1. «Аудирование» включено в программу 1 – 4 классов. Его содержание нацелено на развитие у детей
способности воспринимать и понимать обращённую к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень
сформированности которого определяет эффективность усвоения той информации, которая заложена в устном высказывании.
Воспитание этого умения влияет на выразительность речи учащихся, развивает внимательное отношение
подраздел
предмету.
речь,
слову,
упражнений
понимание
мишка
ечи
онимать
вориентируясь
амагнитофонной
–в миска);
дальнейшем
речь
В
«Аудирование»,
текста,
содержание
или
дикторов
сопровождает
выбор
читаемого
на её
способствует
записи.
картинки
по
работы
вербальный
реализуется
радио,
учителем,
Это
задания
попо
запись
важное
развитию
правильному
её
компонент,
других
на
описанию;
рассказов
информации
каждом
направление
навыков
подразделов.
авосприятию
одноклассников,
уроке
выполнение
не только
аудирования
наработы,
устной
автоответчике
Например:
наипрактических
мимику
вразговорной
лучшему
ходе
речи
включены
которого
выбор
ивартистов
артикуляцию
пониманию
справочной
речи
заданий
также
названной
учащиеся
вв магнитофонной
виде
упражнения
по
службе
информации
говорящего,
словесной
самостоятельных
учителем
должны
и др.
в слушании
научиться
картинки
Материал,
по
инструкции,
записи,
что
любому
поможет
тренировочных
телепередачах
из
ивслушиваться
включенный
учебному
понимании
двух
слушание
им данных
лучшет.д.
и
рвпв(
2. выразительностью,
«Дикция
и выразительность
речи»
нацеливает
учителя
на
выработку
у т.к.
школьников
чёткости
произносительной
стороны
говорения,
данного
стихотворения;
речи,
в использовании
этапа
еговэмоциональной
тренируются
его играют
структуре.
мимики
значимую
вВ
практическом
выразительности.
и процессе
жестов
роль
в процессе
обучения
в общении,
различении
Выбор
речевого
дети
привлекая
формы
интонационных
учатся
общения,
иотчётливо
внимание
содержания
средств
невербальные
произносить
собеседника
упражнений
выразительности:
слоги,
ксредства,
процессу
определяется
слова,
наряду
коммуникации.
силы
чистоговорки,
темой
голоса,
с вербальной
урока
темпа,
и задачами
тона
3.
«Подготовка речевой ситуации и организация высказывания» определяется как ведущий в развитии собственно устной
разговорной речи. В содержание подраздела включён перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам,
связанным с учебной жизнью и бытом детей. Учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации,
моделируя таким образом различные варианты речевого поведения в типичных сферах
коммуникации людей. В течение учебного года важно ввести детей в круг каждой из обозначенных лексических тем, при этом
вдоске,
программе
проблематика
ситуаций
является
примерной
иопирается
может
изменяться
учителем
предлагаемая
зависимости
речевых
К
связного
иеме
бъём
исунка
ечевой
т.д.
связному
ситуации.
Всловаря
речевом
ситуации,
на
умений
высказывания.
высказыванию
отпо
В
особенностей
общении
учащихся
процессе
теме,
картинно-символического
уважительно
разные
Продуцирование
формируются
определяет
подготовки
дети
жизни
модели
готовятся
относиться
иречевых
интересов
необходимость
предложений,
уточняется
и учащимися
проявляются
всей
кплана
собеседнику,
предшествующей
школьников.
ик обогащается
каждому
отдельные
связного
тщательной
личностные
соблюдать
предложению
Недостаточность
высказывания
фрагменты
работой.
словарь,
и качества
организованной
основные
отрабатываются
Вречи
текста,
их
ребёнка:
речевом
жизненного
требования
(микротемы),
картинного
их
умение
на
подготовки
арсенале
наглядные
структурные
речевого
опыта,
правильно
являющиеся
плана
накапливается
бедность
к этикета.
участию
средства
к отдельным
варианты
оценивать
частью
и внесовершенство
в ролевой
достаточный
виде
предложений.
микротемам
себя
целого
мелового
вигре
р по
о рт
речи
благодарности,
подготовленный
ситуациях.
пражнениях
учащихся
4.
«Культура
последовательно
словами,
просьбы,
учителем,
оборотами
общения»
приветствия,
должен
отрабатываются
Его
подчиняться
и другими
помогающими
содержание
языковыми
отдельные
единой
нацеливает
выбрать
теме,
иречевые
неязыковыми
определяемой
правильную
учителя
задания,
на средствами,
проведение
форму
которые
заданной
обращения
затем
ситуацией.
специальной
служащими
реализуются
к собеседнику.
В для
выполняемых
работы
выражения
детьми
поРечевой
обогащению
в речевых
учениками
материал,
у
№ п/п
Учебно-тематический план
Разделы и темы программного
Всего часов
материала
Теория
Практика
1
2
Снова в школу!
Мы собрались поиграть…
5
5
3
3
2
2
3
4
5
6
7
8
В библиотеке
Сказки про Машу
Отправляюсь в магазин
Телефонный разговор
Я - зритель
Какая сегодня погода?
5
6
5
5
5
6
3
4
3
4
3
4
2
2
2
1
2
2
9
10
11
12
Снегурочка
Весёлый праздник
Учимся понимать животных
Узнай меня
ИТОГО
5
6
6
12
71
3
3
4
6
43
2
3
2
6
28
Литература и средства обучения
Программа:
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (I вариант)
Учебники: Комарова С.В. Речевая практика ФГОС ОВЗ (для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы) Москва, «Просвещение»,2021г.
Календарно – тематическое планирование
№
Планируемые результаты
ТЕМА
№ урока ПРОГРАММЫ
ДАТА ФАКТ ПРИМЕЧАНИЕ
п/п по
предметные
личностные
теме
5 часов
1
1
Снова в школу!
А. Шимбаева
2
2
«Винегрет»
3
3
Рассказы о летних
Знать правила
Снова в школу!
Осознание себя как
приветствия.
ученика,
заинтересованного
посещением
школы,
каникулах
4
5
4
5
Составление
памятки
«Секреты
вежливого
6
7
1
2
8
3
9
4
10
5
с. 10, 11
с. 12, 13
обучением,
занятиями,
как члена семьи,
одноклассника,
друга
общения»
Игра «Конкурс
вопросов
рассказчику»
5 часов
с. 7 - 9
Мы собрались поиграть…
Мы собрались
поиграть…
Уметь соблюдать
Конструирование правила во время игры.
диалога-конфликта
Правила игры
«Рыбаки»
Обмен мнениями
по
проблеме «Какая
игра
самая
интересная?»
Организация игр
Способность к
осмыслению
социального
с. 15 - 17
окружения, своего
места в нём,
принятие
с. 18, 19
соответствующих
возрасту ценностей
и
социальных ролей
малой
подвижности
5 часов
11
1
В библиотеке
Знать правила
В библиотеке
Самостоятельность
в
с. 21 - 23
11
12
2
поведения в
Игра «Прятки со сказкой» библиотеке
13
3
Отгадывание рисунков-
14
4
15
5
6 часов
16
17
загадок
Составление правил
поведения в библиотеке
В библиотеке. Экскурсия
1
Маша и медведь (Русская
2
народная сказка)
Маша и медведь. Беседа
18
3
по картинам
Три медведя (Русская
народная сказка)
19
4
Рассказ по кругу.
Коллективное
рассказывание
выполнении
учебных
заданий,
поручений,
договоренност
ей
Сказки про Машу
Знать названия
Положительно
сказок
е
со сказочным
героем
отношение к
Машей
окружающей
действительно
сти,
готовность к
организации
взаимодействи
я с ней
и
эстетическому
её
восприятию
с. 24, 25
с. 27 - 29
с. 30, 31
5
Инсценировка сказок о
Маше
21
6
5 часов
Игра «Живые загадки»
22
Отправляюсь в магазин.
20
1
беседа
23
2
Рисование возможных
вывесок - картинок
24
25
26
3
Информация о
4
5
специализированных
магазинах
Ролевая игра «Магазин»
Экскурсия в магазин
Отправляюсь в магазин
Понимание
Знать правила
личной
поведения в
ответственнос
магазине;
ти за
уметь вступать в
свои поступки
диалог
на
основе
с продавцом
представлений
об этических
нормах и
правилах
поведения в
современном
обществе
с. 33 - 35
с. 36, 37
14.12
12
5 часов
27
1
Телефонный разговор
28
Правила общения по
2
телефону
29
3
30
4
Телефон. К. Чуковский
Телефон.
Прослушивание
Знать правила общения Воспитание
уважительног
по телефону
о
отношения к
иному
мнению
с. 39 - 41
с. 42, 43
фрагмента аудиозаписи
31
5
5 часов
Конструирование
телефонных диалогов
- зритель
Я - зритель
Игра «Я дарю тебе
билет»
32
1
33
2
34
3
Правила вежливого
зрителя
35
4
Составление памятки
Знать правила
вежливого зрителя
«Секреты вежливого
36
5
6 часов
37
1
38
2
39
3
40
4
общения»
Игра «Кинотеатр»
сегодня
погода?
Какая сегодня погода? Уметь определять
Составление
погоду по признакам в
предложений о погоде
по
природе
картинкам
Прогноз погоды
Обсуждение
возможных
Сформирован
ность
18.01
адекватных 20.01
представлени
йо
собственных
возможностя
х, о
насущно
необходимом
жизнеобеспеч
ении
Овладение
начальными
навыками
адаптации в
динамично
изменяющем
ся и
развивающем
ся мире
с. 45 - 47
с. 48, 49
с. 51 - 53
с. 54, 55
41
5
42
6
планов на выходные
дни
Обработка
информации о
погоде
Выражение чувств о
погоде
5 часов
43
1
44
2
45
46
3
4
47
5
6 часов
48
1
49
2
50
3
Снегурочка (Русская
народная сказка)
Снегурочка. Рассказ с
эстафетой
Эпизод сказки
Театрализованное
представление сказки
Знать содержание
сказки «Снегурочка»;
уметь отвечать на
вопросы учителя; уметь
пересказывать сказку
Снегурочка
Овладение
социальнобытовыми навыками,
используемыми в
повседневной жизни
с. 57 - 59
с. 60, 61
«Снегурочка»
Конкурс «Мастер сказки
сказывать»
Весёлый праздник
Обсуждение и
проигрывание
возможных
конкурсов
Беседа по картинам
Весёлый праздник
Знать различные виды
Владение навыками
игр и конкурсов на
коммуникации и
детских праздниках;
уметь вежливо
принимать и провожать
принятыми нормами
социального
взаимодействия
с. 63 - 65
с. 66, 67
«Весёлый праздник»
51
4
Проигрывание
возможных диалогов
52
5
Ролевая игра «Приём
гостей»
53
6
Конкурсы и развлечения
на детском празднике
6 часов
54
1
55
2
56
3
57
4
58
59
5
6
Учимся понимать
животных
Учимся
Знать правила ухода за
домашними
Беседа о домашних
животными
животных
Обсуждение творческих
работ о животных
Составление правил
ухода
за домашними
животными
Игра «Вспомни меня»
Моделирование
поведения животных
9 часов
60
1
Узнай меня!
61
Игра «Наш портрет»
2
гостей
Знать правила
безопасного
поведения
понимать животных
Воспитание
с. 69 - 71
эстетических
потребностей,
ценностей и чувств
с. 72, 73
Узнай меня!
Развитие этических
с. 75 - 77
чувств, проявление
62
3
Интерпретация игры
«Светофор»
во время летних
каникул
доброжелательности,
эмоционально-
63
4
64
5
Работа с иллюстрациями
учебника
Составление коллажа
«Знакомьтесь: наш
класс!»
нравственной
отзывчивости и
взаимопомощи,
проявление
сопереживания к
65
6
Коллаж «Знакомьтесь:
наш класс!»
чувствам других
людей;
66
7
Лес нашего края.
Экскурсия
сформированность
установки на
67
8
Осторожно, водоём!
безопасный, здоровый
экскурсия
образ жизни, наличие
с. 78, 79
15
68
69
70
71
9
Впереди лето!
мотивации к
творческому труду,
работе на результат,
бережному
отношению к
материальным и
духовным ценностям
16
8.Литература и средства обучения
1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с лёгкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2. «Речевая практика», 3 класс, С.В. Комарова, Москва, «Просвещение» 2018 год
3. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе А.К.Аксёнова « ВЛАДОС» 1999 г.