МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШУХРУПОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА
DN: E=uc_fk@roskazna.ru, S=77 Москва, OID.1.2.643.100.4=7710568760,
ОГРН=1047797019830, STREET="Большой Златоустинский переулок, д. 6,
строение 1", L=г. Москва, C=RU, O=Казначейство России,
CN=Федеральное казначейство
Причина: Я являюсь автором этого документа
Дата: 18 Сентябрь 2025 г. 14:58:45
Свердловской области
МКУ Управление образованием Туринского МО
МАОУ ШУХРУПОВСКАЯ OОШ
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Нифонтова С.В.
приказ №92-О
от «28» августа 2025 г.
________________________
Шестакова А.Н.
протокол педагогического
совета №1
от «28» августа 2025 г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Наша Родина от края и до края»
для обучающихся 3-4 классов
с.Шухруповское
2025 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Наша Родина от края и до
края» составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте
начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденного приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 № 732.
Основная цель курса – активизация процесса познания младшими школьниками
окружающего мира, обеспечение условий для разнообразной активной поисковой,
исследовательской деятельности детей, совершенствования их функциональной
грамотности.
Курс внеурочной деятельности «Наша Родина от края и до края» предназначен для
обучающихся 4 классов и направлен на освоение ими элементарных умений
исследовательской деятельности; осознание культуры исследовательского труда; развитие
интереса к творческому поиску через знакомство с природой нашей Родины.
Основными задачами являются:
- формирование гражданско-патриотических чувств, чувства гордости за свою страну,
ee природные богатства, разнообразие и красоту;
- проявление желания изучать природу родной страны, описывать природные зоны,
создавать тексты-картинки для Дневника путешественника.
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций
федеральной рабочей программы воспитания и учитывает психолого-педагогические
особенности младших школьников. Это позволяет на практике соединить обучающую и
воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное,
но и на нравственное, социальное развитие ребенка. Это проявляется:
– в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной
деятельности, направленной на формирование у детей младшего школьного возраста
гражданско-патриотических чувств;
– в формировании позитивного отношения школьников к базовым ценностям
общества (Отечество, природа, человек, знания, труд, культура), ценностного отношения к
социальной реальности в целом;
– в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую
их вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и
возможность образования на ее основе детско-взрослых общностей, ключевое значение
которых для воспитания подчеркивается федеральной рабочей программой воспитания.
Программа представлена в объёме 34 часа в год (1 час в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАША РОДИНА ОТ КРАЯ И ДО КРАЯ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
-формирование гражданско-патриотических чувств, чувства гордости за свою
страну, ee природные богатства, разнообразие и красоту;
-проявление желания изучать природу родной страны, описывать
природные зоны, создавать тексты-картинки для Дневника путешественника.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные действия:
-понимать зависимости жизни и состояния живого мира природы от
явлений
неживой
природы;
называть
и описывать
особенности
приспособления растительного и животного мира к среде обитания;
-анализировать и оценивать факторы адаптации растений и животных к
окружающей среде;
-выбирать,
информацию;
анализировать,
систематизировать
и
интерпретировать
-аргументировать свое мнение;
-самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого обсуждения в группе или в паре.
Универсальные коммуникативные действия:
-включаться
сверстниками;
в
коллективное
обсуждение
вопросов
с
педагогом и
-формулировать ответы на вопросы;
-договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг
с другом;
-участвовать в беседе (дискуссии): умение задавать вопросы, высказывать свое
мнение, соблюдать правила ведения диалога;
-конструировать суждения, выражать свою точку зрения; понимать
намерения других участников занятий, проявлять уважительное отношение к ним; в
корректной форме формулировать свои возражения;
-создавать
характера;
небольшие
тексты
описательного,
повествовательного
-публично представлять результаты работы, связанные с тематикой курса.
Универсальные регулятивные действия:
-проявлять активность в познавательной деятельности;
-работать с информацией, представленной в текстовой, иллюстративной и
графической форме;
-оценивать результат коллективной (групповой) работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
-находить и показывать основные природные зоны на физической карте и на карте
природных зон России;
-объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать
характеристику природной зоны, сравнивать различные природные зоны;
приводить примеры растений и животных разных природных зон,
описывать и сравнивать их;
-оценивать деятельность людей в разных природных зонах, влияние особенностей
зоны на деятельность человека и влияние деятельности человека на природу зоны; называть
возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры
заповедников России.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
К-во часов
№
п/п
1
2.
3.
4
5
6
7.
Тема
Зона арктических пустынь – край снега и льда
5ч
Тундра – самая северная материковая зона
4ч
Тайга
8ч
Зона смешанных и широколиственных лесов
5ч
Зона степей
4ч
Зона субтропиков
4ч
Заключение + резерв
2ч+2ч
Общее количество часов
по программе
34ч
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«НАША РОДИНА ОТ КРАЯ И ДО КРАЯ»
Раздел
Зона арктических
пустынь – край снега и
льда
Содержание
Понятие «природная
зона».
Общая
характеристика
зоны
арктических
пустынь:
погода,
температура
воздуха
в
летнее
и
зимнее
время.
Явления
природы: полярная ночь и
полярный день, северное
сияние. Зависимость жизни
растительного и животного
мира от состояния неживой
природы.
Особенности
растительного
мира
Арктики:
приспособление
растений
к
суровым
условиям жизни, примеры
арктических
растений.
Особенности
животного
Характеристика
деятельности
обучающихся
Работают с географической
картой, учатся
ориентироваться
в ней.
Проводят сравнительно
сопоставительный анализ по
карте
«Природные зоны России».
Участвуют в обсуждении
особенностей зоны
арктических
пустынь в России.
Участвуют в диалоге с
целью сравнения
объектов животного
мира Арктики.
Классифицируют
информацию на основе
мира
Арктики: внесения данных
приспособление животных в таблицу
к
суровым
условиям
жизни, примеры животных, «Способы
обитающих
в
Арктике. приспособления
Заповедный
остров животных
Врангеля.
Арктики».
Просматривают и
обсуждают
видеофильм «Остров
Врангеля»
Тундра – самая северная
материковая зона
Расположение зоны
тундры на карте Российской
Федерации.
Особенности
неживой природы тундровой
приспособление животных
к
условиям
жизни,
основные
признаки
приспособления.
Народы,
проживающие в тундре, и
их занятия.
Находят объекты
на карте
природных зон.
зоны:
погода,
Сравнивают объекты
неживой и живой
природы тундры
(групповая работа: на
карточке представлено
описание,
по которому нужно найти
на иллюстрации
представителя живой
природы тундры).
Описывают одежду и
жилища коренных
народов Севера
по иллюстрациям.
Участвуют в дискуссии
«Могут ли северные
народы заниматься
растениеводством?»
Обсуждают основные
занятия
народов Севера.
Раздел 3. Тайга
Особенности самой
большой природной зоны
России, расположение на
карте России. Тайга как край
хвойных деревьев.
Особенности внешнего вида
хвойных деревьев (кедр,
Находят объекты
на карте
природных зон
и описывают их.
Просматривают и
обсуждают видеофильм о
тем
4. Зона смешанных и
широколиственных лесов
пихта, ель, сосна).
Лиственница –
долгожитель. Богатство и
разнообразие животного
мира тайги. Примеры
животных таежного края:
внешний вид, повадки,
образ жизни. Использование
человеком таежных
богатств. Изучение Сибири.
В.К. Арсеньев. СихотэАлинский заповедник.
таежном крае. Сравнивают
и выявляют с опорой на
иллюстрации особенности
хвойных деревьев (кедр,
пихта, ель, сосна,
лиственница), способы их
приспособления к
условиям тайги.
Сравнивают с опорой на
схему объекты живой
природы – сосну и
лиственницу.
Работают со
справочной
литературой для
выявления способа
приспособления
лиственницы
Участвуют в
дидактической игре
«Узнай животное по
описанию».
Расположение зоны
смешанных
и
широколиственных
лесов
на
карте
Российской
Федерации.
Особенности
времен
года
зоны
смешанных лесов: погода,
температура
в
разные
сезоны.
Этажи
леса.
Примеры растений разных
этажей леса. Разнообразие
и богатство растительного
мира смешанных лесов.
Примеры
растений
смешанного
леса.
Разнообразие и богатство
животного мира смешанных
лесов.
Главные
представители
животного
мира,
обитающие
в
смешанном лесе: внешний
вид,
образ
жизни,
Участвуют в беседе по
сравнению смешанного
леса как природной зоны
с опорой на наглядный
материал. Осуществляют
творческую работу по
устному описанию
особенностей леса.
Работают с картой
природных зон – находят
границы зоны смешанных
и широколиственных
лесов. Участвуют в беседе
по серии иллюстраций с
целью расширения
представлений о
разнообразии
повадки. Лес – богатство, растительного мира
значение леса для жизни и смешанного леса.
труда человека.
Устанавливают
причинноследственные
связи при
заполнении схемы
«Ярусы леса».
5. Зона степей
6. Зона субтропиков
Особенности
степи,
отличающие эту зоны от
других
природных
зон:
недостаток
влаги,
высокая
температура,
особенность
почвы.
Сезонные
изменения
в
степи.
Приспособление
растений и животных к
условиям жизни в степи.
Примеры
растений
и
животных, обитающих в
этой природной зоне.
Факторы, влияющие на
климат
и
погоду
в
субтропиках (море, горы).
Южные
моря
–
особенности,
влияние
моря на эмоциональное
состояние
человека.
Богатство и
своеобразие
растительного мира
юга
России. Разнообразие и
особенности
внешнего
мира
растений
субтропиков.
Животный
мир субтропиков. Южный
край – здравница России.
Работают с географической
картой
по
выделению
границ
зоны
степей.
Участвуют в дискуссии
«Почему
в степи не растут деревья?»
Участвуют в дидактической
игре «Узнай животное по
описанию». Читают и
обсуждают поэтические
произведения, посвященные
степи. Просматривают и
обсуждают видеофильм
«Бегущие сайгаки
в Калмыкии».
Участвуют в беседе по
выявлению особенностей
зоны субтропиков
с опорой на наглядный
материал. Работают с
картой по нахождению
границ зоны субтропиков.
Участвуют в беседе
по поэтическому
отрывку о
красоте моря.
Рассматривают и
обсуждают
репродукции картин
И. Айвазовского.
Сопоставляют тексты
описаний и создают
иллюстрации
растительного мира
субтропиков. Участвуют в
дидактической игре
«Угадай-ка»: описание
животного
по фото.
7. Заключение.
Итоговая конференция
Создают презентации
на тему «Какая
природная зона мне
запомнилась больше
всего»
и готовят устное
представление ее
содержательной части
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Наша Родина от края и до края» ( 1 час в неделю)
№п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Дата
проведения
План
Факт
Содержание учебного материала
Примечани
я
ТЕМА 1. Зона арктических пустынь – край снега и льда (5 часов)
Понятие «природная зона». Общая
характеристика зоны арктических пустынь:
погода, температура воздуха в летнее и зимнее
время. Явления природы: полярная ночь и
полярный день, северное сияние
Зависимость жизни растительного и животного
мира от состояния неживой природы.
Особенности растительного мира Арктики:
приспособление растени
к суровым условиям жизни, примеры арктических
растений
Как животные приспособились к условиям
Арктики.
Как животные приспособились к условиям
Арктики
Заповедный остров Врангеля
ТЕМА 2. Тундра – самая северная материковая
зона (4 часа)
Природная зона – тундра. Расположение зоны
тундры на карте Российской Федерации
Особенности растительного мира тундры,
примеры растений,
Особенности животного мира тундры:
приспособление животных к условиям жизни,
основные признаки приспособления
Жители тундры и их занятия
Раздел 3. Тайга(8 часов)
Тайга – самая большая природная зона России
Богатство и разнообразие растительного и
животного мира тайги
Тайга как край хвойных деревьев.
Особенности внешнего вида хвойных деревьев
(кедр, пихта, ель, сосна).
Лиственница – долгожитель
Животные тайги.
Использование человеком таежных богатств.
III ЧЕТВЕРТЬ
Изучение Сибири.В.К. Арсеньев, его изучение
Сибири. Сихотэ-Алинский заповедник
Раздел
4.
Зона
смешанных
и
широколиственных лесов(5часов)
Природная зона – смешанные леса
Особенности времен года зоны смешанных лесов:
погода, температура в разные сезоны. Этажи леса.
Примеры растений разных этажей леса
Разнообразие и богатство растительного мира
смешанных
лесов.
Примеры
растений
смешанного леса
Разнообразие и богатство животного мира
смешанных лесов.
Главные представители животного мира,
обитающие в смешанном лесе: внешний вид,
образ жизни, повадки.
18
19
20
21
Лес – богатство, значение леса для жизни и труда
человека
Раздел 5. Зона степей(4 часа)
Природная зона – степь
Особенности степи, отличающие эту зону от
других природных зон: недостаток влаги, высокая
температура, особенности почвы. Сезонные
изменения в степи
Приспособление растений
к условиям жизни в степи
Приспособление животных к условиям жизни
в степи. Примеры животных, обитающих в этой
природной зоне
Природная зона – субтропики
IV ЧЕТВЕРТЬ
Раздел 6. Зона субтропиков(4 часа)
Факторы, влияющие на климат
и погоду в субтропиках (море, горы). Южные
моря – особенности, влияние моря на
эмоциональное состояние человека
Богатство и своеобразие растительного мира юга
России.
Разнообразие и особенности внешнего мира
растений субтропиков.
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33-34
Животный мир субтропиков. Южный край –
здравница России
Раздел 7. Заключение(4 часа)
Итоговая конференция
Итоговая конференция
Обобщение,
подведение
итогов
изучения
природных зон
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа:
konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
Методическое обеспечение
1.Бродовска.З.В. В стране экологических загадок / З.В. Бродовская. – Внеурочная
деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf //
www.ipkps.bsu.edu.ru Новосибирск, 2003.
2.Жиренко.О.Е. Внеклассные мероприятия / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007
3. Круглов.Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / сост. Ю.Г.Круглов.
М.: Просвещение, 1990.
4.Молодова.Л.М. Экологические праздники для детей / сост. Л.М.Молодова. – Минск:
Асар, 1999.
5.О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного
стандарта второго поколения / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.
6. Атлас для школьников. М.:2000