Рабочая программа учебного курса Основы проектной деятельности 7-8 класс (1)_подпись (1)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МКУ "Управление образованием ТМО»
ШУХРУПОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА
МАОУ ШУХРУПОВСКАЯ OОШ
DN: E=uc_fk@roskazna.ru, S=77 Москва, OID.1.2.643.100.4=7710568760,
ОГРН=1047797019830, STREET="Большой Златоустинский переулок, д. 6,
строение 1", L=г. Москва, C=RU, O=Казначейство России,
CN=Федеральное казначейство
Причина: Я являюсь автором этого документа
Дата: 19 Сентябрь 2025 г. 16:28:18

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Шестакова А.Н.____________
Протокол №1
от «28» августа 2025 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
Нифонтова С.В.__________
Приказ № 92 - О
от «28» августа 2025 г.

Рабочая программа учебного курса
«Основы проектной деятельности»
7- 8 класс

с. Шухруповское, 2025

1

РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Основы проектной деятельности» предназначена для
изучения основ проектирования обучающимися 7 классов основной
общеобразовательной школы.
Данная программа разработана на основе следующих документов:
1. Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
3. Федеральной основной образовательной программы основного
общего образования, (Приказ Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 г.
№ 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного
общего
4. Основной образовательной программы основного общего образования
МАОУ Шухруповской ООШ, утверждённой приказом директора от 22.08.2024
№ 100 - О;
5. Учебного плана МАОУ Шухруповской ООШ»;
6. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих
программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МАОУ
Шухруповской ООШ»
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом (часть формируемая участниками
образовательных отношений) курс изучения проектной деятельности в 7 классе
рассчитан на 1 час в неделю (34 часа в год), курс изучения проектной
деятельности в 8 классе рассчитан на 1 час в неделю (34 часа в год),
Общая характеристика учебного предмета
Необходимость введения курса проектной деятельности определяется
современными требованиями в рамках нового федерального государственного
стандарта к обучающемуся в части исследовательской грамотности.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных
изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение
акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую —
формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной
деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в
полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть
ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение
учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти
задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс
своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его
выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной
деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности
является его участие в исследовательской и проектной деятельности.
2

Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения
действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения
работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления
Результатом этой деятельности является формирование познавательных
мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний
и способов деятельности.
В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных
навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться
в информационном пространстве, развитие критического и творческого
мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Не случайно в Федеральном компоненте государственного стандарта
отмечается «участие учащихся в проектной деятельности, в организации и
проведении учебно-исследовательской работы, творческое решение учебных и
практических задач; самостоятельное выполнение творческих работ, проектов;
создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов,
процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных
технологий».
Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая
общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на
достижение общего результата деятельности. Непременным условием
проектной деятельности является наличие представлений о конечном
продукте деятельности и этапов его достижения. Эти виды деятельности
могут дать образовательные эффекты, если будут использоваться оба в
образовательной практике.
Проектная практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере
дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.
Проектная деятельность позволяет привлекать к работе разные категории
участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей),
создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их
самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей,
предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС
нового поколения требует использования в образовательном процессе
технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской
деятельности определены как одно из условий реализации основной
образовательной программы общего образования.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической
значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и
исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации
научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время
компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Содержание курса составляют сведения о различных видах проектов и
проектных продуктах, что позволяет обучающимся уже на начальном этапе
3

осуществить их выбор и попробовать себя в их создании. Работа над проектом
позволяет обучающемуся осознать ситуации, проблемы, процессы,
происходящие в окружающем его мире. В курсе достаточно подробно
рассматривается алгоритм проведения проекта, его основополагающие
моменты, что позволяет применить его в проектах различных типов и
направлений. Для создания положительной мотивации к обучению приводится
занимательный материал, материал из разных областей, чаще всего понятный и
доступный обучающимся, а для проектов отобраны знакомые для школьников
объекты, окружающие их.
Принципиальным является характер занятий – это групповые формы
работы, деятельностный режим, практико-ориентированная направленность
обучения. Уровень усвоения и форма проведения, методы и приемы занятий
соответствует психолого-педагогическим особенностям обучающихся 7-8
классов основной школы.
Новизна программы курса заключается в том, что она представляет
сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям,
предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в
рамках нового образовательного стандарта, а погружение обучающихся в мир
проектирования, возможно, позволит пробудить у них интерес к решению
учебных и социальных проблем.
Особенности программы
Особенностью данной программы является реализация педагогической
идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать
и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает
реализацию следующих принципов:
o
Непрерывность дополнительного образования
как механизма
полноты и целостности образования в целом;
o
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе
социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
o
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
o
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Основные принципы реализации программы – научность,
доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный
подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Цель курса «Основы проектной деятельности.
Цель данного курса состоит в формировании проектных умений
обучающихся как одного из условий развития их индивидуальности.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
Образовательные:
1.
Познакомить с понятием «проектная деятельность», видами
проектов.
2. Научить формулировать проблемы, ставить проблемные вопросы.
3. Научить работать с различными источниками информации.
4. Научить способам первичной обработки информации.
5. Научить наблюдать, экспериментировать и оформлять результаты.
4

6. Научить работать в группе, команде.
7. Научить оценивать свои и чужие результаты.
8.
Познакомить с разными видами представления результатов своей
деятельности.
Воспитательные, развивающие:
1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого
участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии.
2. Развивать у обучающихся сознание значимости коллективной работы
для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в
процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие
коммуникабельности.
3. Развивать исследовательские умения.
Специфика курса
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической
практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века.
Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их
направленность на обучение детей приёмам совместной деятельности в ходе
разработки проектов.
Группы умений, которые формирует курс:

исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);

социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной
деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить
за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);

оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и
деятельности других);

информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной
информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);

презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на
незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности;
демонстрировать артистические возможности);

рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «чему
мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном
деле);

менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при
выполнении коллективного дела).
Основные методы обучения
Основными методами обучения являются: проблемный, частичнопоисковый
и
исследовательский,
словесно-иллюстративные
методы,
выступления с предложениями, идеями, обсуждение.
Технологии
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
поисковая деятельность;
5

информационно-коммуникационные технологии.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение учебных занятий, работу детей в
группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете.
Проектная деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий,
интервью, викторин, встреч с интересными людьми, реализации проектов и т.д.
Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей
информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных
носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут
быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные
люди, а также другие дети.
В процессе обучения используются следующие формы учебных
занятий: типовые занятия (объяснения и практические работы), уроки тренинги, групповые исследования, игры-исследования, творческие проекты.
Методы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение,
коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа,
защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Формы контроля
Для регулярного контроля на обучающихся заводится диагностическая
карта, в которой по каждой теме ставится соответствующий балл:
3 – высокий уровень (выполнил в полном объёме);
2 – средний (выполнил с помощью преподавателя);
1 – низкий (выполнил с большим количеством ошибок);
0 – очень низкий (не выполнил).
Каждый обучающийся ведёт «Дневник работы над проектом». Итоговая
аттестация по изученному курсу проводится по результатам отчетов о
выполнении работ и итоговой работы - группового или индивидуального
проекта.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских
работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научноисследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса
Предметные результаты освоения курса
Прежде всего, оцениваются сформированность универсальных учебных
действий обучающимися в ходе осуществления ими проектной деятельности по
определенным критериям:
1) Презентация содержания работы самим учащимся:
- характеристика самим обучающимся собственной деятельности
(«история моих открытий»);
- постановка задачи, описание способов ее решения, полученных
результатов, критическая оценка самим обучающимся работы и полученных
результатов.
2) Качество защиты работы:
- четкость и ясность изложения задачи;
6

- убедительность рассуждений;
- последовательность в аргументации;
- логичность и оригинальность.
3) Качество наглядного представления работы:
-использование рисунков, схем, графиков, моделей и других средств
наглядной презентации;
- качество текста (соответствие плану, оформление работы, грамотность
по теме изложения, наличие приложения к работе).
4) Коммуникативные умения:
- анализ самим обучающимся поставленных перед ним вопросов со
стороны других обучающихся, учителя, других членов комиссии, выявление
обучающимся проблем в собственном понимании и понимании участников
обсуждения, разрешение возникших проблем – ясный и четкий ответ либо
описание возможных направлений для размышлений;
- умение активно участвовать в дискуссии: выслушивание и понимание
чужой точки зрения, поддерживание диалога уточняющими вопросами,
аргументация собственной точки зрения, развитие темы обсуждения,
оформление выводов дискуссии.
Ключевым моментом в процессе оценки результатов проектной работы
является развитие навыков анализа собственной деятельности обучающимися.
Особое место занимает самооценивание, цель которого – осмысление
обучающимся собственного опыта, выявление причин успеха или неудачи,
осознание собственных проблем и поиск внутренних
ресурсов,
способствующих их разрешению.
Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса
Предметные результаты освоения курса
Прежде всего, оцениваются сформированность универсальных учебных
действий обучающимися в ходе осуществления ими проектной деятельности по
определенным критериям:
5) Презентация содержания работы самим учащимся:
- характеристика самим обучающимся собственной деятельности
(«история моих открытий»);
- постановка задачи, описание способов ее решения, полученных
результатов, критическая оценка самим обучающимся работы и полученных
результатов.
6) Качество защиты работы:
- четкость и ясность изложения задачи;
- убедительность рассуждений;
- последовательность в аргументации;
- логичность и оригинальность.
7) Качество наглядного представления работы:
-использование рисунков, схем, графиков, моделей и других средств
наглядной презентации;
- качество текста (соответствие плану, оформление работы, грамотность
по теме изложения, наличие приложения к работе).
7

8) Коммуникативные умения:
- анализ самим обучающимся поставленных перед ним вопросов со
стороны других обучающихся, учителя, других членов комиссии, выявление
обучающимся проблем в собственном понимании и понимании участников
обсуждения, разрешение возникших проблем – ясный и четкий ответ либо
описание возможных направлений для размышлений;
- умение активно участвовать в дискуссии: выслушивание и понимание
чужой точки зрения, поддерживание диалога уточняющими вопросами,
аргументация собственной точки зрения, развитие темы обсуждения,
оформление выводов дискуссии.
Ключевым моментом в процессе оценки результатов проектной работы
является развитие навыков анализа собственной деятельности обучающимися.
Особое место занимает самооценивание, цель которого – осмысление
обучающимся собственного опыта, выявление причин успеха или неудачи,
осознание собственных проблем и поиск внутренних
ресурсов,
способствующих их разрешению.
Личностные и метапредметные результаты
Личностные
У школьников будут сформированы:
o
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой задачи;
o
способность к самооценке на основе критериев успешности
внеучебной деятельности;
o
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной
деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ
соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
o
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
мировой и отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
o внутренней позиции школьника на уровне положительного
отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального
способа оценки знаний;
o выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
o устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим
способам решения задач;
o адекватного
понимания
причин
успешности/неуспешности
внеучебной деятельности;
o осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на
искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные
Школьник научится:
o
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
o
учитывать установленные правила в планировании и контроле
8

способа решения;
o
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
o
оценивать правильность выполнения действия на уровне
адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям
данной задачи и задачной области;
o
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей,
товарищей, родителей и других людей;
o
различать способ и результат действия.
o
Ученик получит возможность научиться:
o
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
o
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
o
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения
действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его
реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Школьник научится:
o осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом
информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
o осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об
окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
o строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
o проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
o устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге
явлений;
o строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,
его строении, свойствах.
Ученик получит возможность научиться:
o
осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотек и сети Интернет;
o
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с
помощью инструментов ИКТ;
o
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и
письменной форме;
o
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных условий;
o
осуществлять синтез как составление целого из частей,
самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
o
строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей.
Коммуникативные
Школьник научится:
o
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые,
средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации,
используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного
9

общения;
o
допускать возможность существования у людей различных точек
зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на
позицию партнера в общении и взаимодействии;
o
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
o
формулировать собственное мнение и позицию;
o
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
o
задавать вопросы;
o
использовать речь для регуляции своего действия;
o
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
o
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
o
понимать относительность мнений и подходов к решению
проблемы;
o
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями
партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
o
задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнером;
o
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
o
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности;
o
адекватно использовать речевые средства для эффективного
решения разнообразных коммуникативных задач.
Результатом проектной деятельности обучающихся станет личностно или
общественно значимый продукт, а именно:
o
альбом,
o
газета,
o
журнал, книжка-раскладушка,
o
коллаж,
o
выставка,
o
коллекция,
o
плакат,
o
серия иллюстраций,
o
сказка,
o
справочник,
o
стенгазета,
o
сценарий праздника,
o
учебное пособие,
o
фотоальбом,
10

o
экскурсия,
o
презентация.
Проекты
по
содержанию
могут
быть
технологические,
информационные, комбинированные. По форме проекты могут быть
индивидуальные, групповые (по 2–3 человека) и коллективные (классные). По
продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница
заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности
обучающихся. В 7 классе требуется помощь взрослых в поиске информации и
оформлении проекта.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта,
практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким
компонентом
проектной
деятельности
является
первый
этап
–
интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется
наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, созданию
замысла в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В
процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы,
энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта.
Второй этап работы – это реализация проектного замысла в
вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая
деятельность общественно полезного характера.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ
полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели
или требованиям, выдвинутым в начале работы. Ученики делают сообщение о
проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо
следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей
внимательного отношения к идеям и творчеству других.
Проект обучающегося – это дидактическое средство активизации
познавательной деятельности, развития креативности и одновременно
формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет
как результат освоения основной образовательной программы общего
образования.
Материально-техническое обеспечение
Интерактивные средства обучения: компьютер, принтер, сканер,
мультмедиапроектор.
Технологические карты занятий, памятки, карточки-задания.
Материал и оборудование, необходимые для выполнений практических
заданий.

11

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
для 7 класса
Тема 1. Понятие «Учебный проект» (2ч.)
Что такое учебный проект. Основные теоретические сведения, термины.
Виды проектов.
Тема 2. Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование
темы (4ч.)
Что такое ситуация. Выделение признаков ситуации. Желаемая и
реальная ситуации. Анализ (описание) реальной ситуации. Обоснование
желаемой ситуации. Описание ситуации в рамках проекта.
Формулирование проблемы и противоречия. Анализ проблемы с
различных точек зрения. Выявление причин возникновения проблемы и путей
ее решения.
Постановка цели как прогнозируемый результат. Требования к
формулированию цели. Связь между достижением цели и решением проблемы
проекта.
Практическая работа «Мозговой штурм (проблема, цель, тема проекта)».
Тема 3. Планирование деятельности. Формулирование задач. (2ч.)
Что такое задача. Определение и формирование задач, адекватных целям.
Как разбить задачу на шаги. Планирование деятельности. Риски:
распознавание, оценка, предотвращение.
Тема 4. Ресурсы. (1 ч.)
Что такое ресурсы. Какие бывают ресурсы (информационные,
материальные, трудовые). Что может стать ресурсом. Выявление ресурсов.
Написание эссе «Ступенька к проекту».
Тема 5. Работа с каталогами. (3 ч)
Что такое каталог. Основа всех каталогов – карточка. Информация с
титульного листа книги. Виды каталогов (алфавитный, систематический,
электронный). Нахождение нужной книги по каталогу.
Тема 6. Работа со справочной литературой. (3 ч)
Виды справочной литературы (словарь, справочник, энциклопедия).
Особенности словарных статей в разных источниках информации. Составление
справочника по теме проекта. Поиск недостающей информации.
Тема 7. Способы первичной обработки информации. (3 ч)
Чтение текста с пометами. Составление записей по прочитанному тексту.
Составление таблицы на основе полученных записей. Обсуждение заполненных
таблиц. Составление денотатного графа по тексту. Составление денотатного
графа по теме проекта. Составление «лестницы» сужения и расширения
понятий. Обсуждение результатов работы в группе.
Что такое коллаж. Составление коллажа на определённую тему.
Тема 8. Наблюдение и эксперимент. (3 ч.)
Описание свойств трёх предметов. Проведение экспериментов.
Прогнозирование результатов эксперимента. Последовательность проведения
12

наблюдения и эксперимента. Наблюдения, необходимые для работы над
проектом. Оформление результатов наблюдений (экспериментов).
Тема 9. Как работать вместе. (2ч.)
Правила групповой работы. Общение в группе. Самые важные правила.
Командные роли. Конфликтная ситуация. Способы разрешения конфликта.
Способы группового взаимодействия.
Тема 10. Вместе к одной цели. (8 ч).
Учимся применять способности. Учимся взаимодействовать. Учимся
презентации. Работа на компьютере – структурирование материала, создание
презентации. Оформление презентации. Выпуск брошюры. Работа над
проектами.
Тема 11. Сам себе эксперт. (3 ч).
Учимся рефлексировать. Мониторинг исследовательской деятельности
обучающихся.
Подготовка к защите.
Психологический аспект готовности к выступлению. Как правильно
спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и
второстепенное. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на
вопросы, заключительное слово. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к
публичному выступлению».
Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.
Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно
делать доклад», «Как отвечать на вопросы».
Защита проектов.
Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения
учащегося в рамках проекта и оценка продукта.
Способы преодоления трудностей.
Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих проектов.
Анализ проектно-исследовательской деятельности.
РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
для 8 класса
(34 часа, 1 час в неделю)

Модуль 1: От проблемы к цели и планированию деятельности (6 ч).
Введение в учебный курс. Выявление признаков ситуации. Желаемая и реальная
ситуация. Признаки желаемой ситуации. Планирование деятельности. Ресурсы.
Модуль 2: Работа с каталогами (4 ч).
Каталог. Составление каталогов. Поиск информации. Карточный и электронный
каталог.
Модуль 3: Работа со справочной литературой (2 ч).
Виды справочной литературы. Информационные лакуны.
Модуль 4: Способы первичной обработки информации (8 ч).
Чтение текста с маркированием. Практическая работа «Чтение текста с
макрированием». Организация информации с помощью денотатного графа. Работа с
13

терминами и понятиями. Коллаж. Способы первичной обработки информации.
Введение проекта.
Модуль 5: Как работать вместе (4 ч).
Что такое команда? Кто со мной?! «За» и «против». Сам себе эксперт.
Модуль 6: Выступление (4 ч).
Планирование публичного выступления. Отбор
примеров для выступления.
Систематизация информационного материала. Как можно завершать выступление.
Взаимодействие с аудиторией.
Модуль 7: Ведение дискуссии ( 6 ч).
Дискуссия – как основной вид коммуникации. Активное слушание. Вопросы.
Аргументация. Коммуникативная игра. Защита проекта.

14

РАЗДЕЛ 4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7 КЛАСС»
№ темы

Содержание занятий

1
2

Понятие «Учебный проект»
Ситуация
и
проблема.
Постановка
цели.
Формулирование темы.
Планирование деятельности. Формулирование задач.
Ресурсы.
Работа с каталогами.
Работа со справочной литературой.
Способы первичной обработки информации.
Наблюдение и эксперимент.
Как работать вместе.
Вместе к одной цели.
Сам себе эксперт.
Итого часов

3
4
5
6
7
8
9
10
11

Количество
часов
2
4
2
1
3
3
3
3
2
8
3
34

РАЗДЕЛ 4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8 КЛАСС»
№ темы

1
2
3
4
5
6
7

Содержание занятий
От проблемы к цели и планированию деятельности
Работа с каталогами
Работа со справочной литературой
Способы первичной обработки информации
Как работать вместе
Выступление
Ведение дискуссии
Итого часов

Количество
часов
6 ч.
4 ч.
2 ч.
8 ч.
4 ч.
4 ч.
6 ч.
34

15

РАЗДЕЛ 5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс
№
п/п

1
2
3
4
5
6

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

19
20
21

Раздел / Тема занятия

Дата

Понятие «Учебный проект»
Что такое учебный проект.
Основные теоретические сведения, термины. Виды проектов.
Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы
Что такое ситуация. Описание ситуации в рамках проекта.
Формулирование проблемы.
Постановка цели как прогнозируемый результат. Связь между
достижением цели и решением проблемы проекта.
Практическая работа «Мозговой штурм (проблема, цель, тема
проекта)».
Планирование деятельности. Формулирование задач
Что такое задача. Определение и формирование задач,
адекватных целям.
Как разбить задачу на шаги. Планирование деятельности.
Ресурсы
Что такое ресурсы. Написание эссе «Ступенька к проекту».
Работа с каталогами
Что такое каталог.
Виды
каталогов
(алфавитный,
систематический,
электронный).
Нахождение нужной книги по каталогу.
Работа со справочной литературой
Виды справочной литературы (словарь, справочник,
энциклопедия).
Составление справочника по теме проекта.
Поиск недостающей информации. Интернет-ресурсы.
Способы первичной обработки информации
Чтение и конспект.
Составление денотатного графа по теме проекта.
Что такое коллаж. Составление коллажа на определённую
тему.
Наблюдение и эксперимент
Проведение экспериментов. Прогнозирование результатов
эксперимента.
Наблюдения, необходимые для работы над проектом.
Оформление результатов наблюдений (экспериментов).
Как работать вместе
16

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

33
34

Правила групповой работы. Общение в группе. Командные
роли.
Конфликтная ситуация. Способы разрешения конфликта
Вместе к одной цели
Учимся применять способности.
Учимся взаимодействовать.
Учимся презентации.
Работа на компьютере –
структурирование материала,
создание презентации.
Оформление презентации.
Выпуск брошюры.
Работа над проектами.
Работа над проектами.
Сам себе эксперт
Учимся
рефлексировать.
Эталон.
Оценка.
Отметка.
Самооценка. Готовимся к публичному выступлению – к
защите проекта.
Выступление
с презентацией своих проектов. Анализ
проектно-исследовательской деятельности.
Выступление
с презентацией своих проектов. Анализ
проектно-исследовательской деятельности.
РАЗДЕЛ 6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс

№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Раздел / Тема занятия

Дата

Проблема. Цель. Планирование деятельности.
Ситуация и её признаки.
Характеристика ситуаций.
Обозначение проблемы.
Проблема и цель.
Формирование плана деятельности.
Проблема. Цель. Формирование плана деятельности.
Работа с каталогами
Каталог. Структура каталога. Карточка в каталоге.
Информация карточки каталога
Оформление карточки для каталога
Ошибки при поиске информации в каталоге.
Работа со справочной литературой

11
12

Структурирование информации в справочной литературе.
Информационные лакуны.
Способы первичной обработки информации
17

13
14
15
16
17
18
19
20

Информация разных источников.
Новая и известная информация.
Отсутствие или недостаток информации.
Противоиречия между новой и имеющейся информацией.
Изложение информации по ключевым словам.
Табличная информация.
Представление информации в табличной форме.
Вопросный план.
Как работать вместе

21
22
23
24

Коллективный труд.
Переговоры и совместная деятельность.
Затруднения в совместной деятельности.
Способы совместной деятельности.
Выступление

25
26
27
28

Планирование и управление своей деятельностью во времени.
Конструктивные стратегии.
Аргументация.
Представление проекта.
Ведение дискуссии

29
30
31
32
33
34

Приёмы ведения дискуссии.
Тезис и антитезис.
Прямое и косвенное доказательство .
Прямое и косвенное опровержение.
Правила постановки вопроса.
Представление проекта.

ЕДИНАЯ ШКАЛА КРИТЕРИЕВ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТЫ В ГРУППЕ
Колво
баллов

Критерии оценивания
Активность

Сотрудничество

Высказывание своей
позиции

Поведение

0

Не выполнено

1

Ученик участвует в
работе группы, но не
проявляет инициативы,
занимает пассивную
позицию

Пассивно относится к
распределению и
выполнению своих
обязанностей в работе
группы;
безответственно
относится к работе в
команде (не может
спокойно выслушать,
часто перебивает и/или
навязывает свою точку
зрения; не оказывает
помощи другим)

Высказывает
свое мнение;
высказывание не всегда
адекватно цели,
содержательно,
конкретно, логично или
вообще не высказывает
свое мнение

При выполнении задания
ученик мешает работе
группы, или других
групп, отвлекает от
выполнения задания,
нарушает дисциплину
(выкрикивает с места и
др.) создает конфликтные
ситуации (возможно
наличие неразрешенных
конфликтов)

2

Участвует в работе

Участвует в

Высказывает свое

Ученик работает в

18

3

ситуативно (время от
времени);
положительно влияет
на успешное
выполнения задания

распределении
обязанностей в группе
и выполняет свои
обязанности; не всегда
учитывает мнения
других

мнение по
обсуждаемому вопросу,
высказывания не всегда
логичны,
содержательны,
корректны; не всегда
слушает высказывания
товарищей, задает
вопросы на уточнение
и понимание

группе,
сосредоточившись на
поставленном учебном
задании (не отвлекая
других); не нарушает
дисциплину
(индивидуально
выполняет свою часть
задания; возможно
наличие разрешенного
конфликта)

Активно работает в
группе
(участвует в
обсуждении),
выступает с
инициативой; большой
вклад в выполнении
задания

Ответственно
относится к работе в
группе; сотрудничает
в совместном решении
проблем с другими
членами группы.
Способен организовать
деятельность группы,
распределить работу
среди членов группы,
координировать ход
выполнения задания
(занимает позицию
лидера)

Высказывает свое
мнение, высказывания
логичны,
содержательны,
корректны; считается с
мнением группы;
способен дать оценку
группы, выступить от
имени группы

Ученик выполняет
задание, помогает
участникам своей группы
в выполнении (не
отвлекая других / другие
группы); не нарушает
дисциплину, не создает
конфликтных ситуаций

19

РАЗДЕЛ 6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Литература для учителя
1. Гайтукаева И.Ю., Юдина Н.Г. Живая оценка: Программа «Портфолио в школе»
– Волгоград: Издательство «Панорама», 2006.
2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности:
Рабочая тетрадь для 5-7 класса / Под ред. Проф. Е.Я. Когана. - 3-е изд. Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература»,
2011. – 80 с.
3. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: Учебное
пособие/Калининградский университет. – Калининград, 2000.
4. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная
деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва:
«Просвещение», 2010. – 321с.
5. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии
обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.
6. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум – М,
2001.
7. Нарушевич А.Г. Русский язык. Проекты? Проекты… Проекты! 5 – 11 классы :
учебно-методическое пособие / А.Г. Нарушевич / Под редакцией Н.А. Сениной.
– Ростов н/Д : Легион, 2013. – 78 с. – (Мастер-класс.)
8. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении:
Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРК ТИ, 2003.
9. Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е.
Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия»,
1999г. – 224с.
10. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое
пособие./М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.
11. Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. //
Одаренный ребенок. 2003, №2
12. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей
всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 1998, № 3256с.
13. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и
учащегося в современно школе [Текст]: / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998 320с.

1.

2.

3.
4.

1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.

8.

Литература для обучающихся:
А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и
взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М.
БАЛЛАС,2008
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности:
Рабочая тетрадь для 5-7 класса / Под ред. Проф. Е.Я. Когана. - 3-е изд. Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература»,
2011. – 80 с.
Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
Савенков А.И. Рабочая тетрадь. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для
младших школьников. 2-е изд., - Самара: Издательство
«Учебная
литература», 2005.
Интернет- ресурсы
А.Ликум - Детская энциклопедия.
[Электронный
ресурс]
http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_
vsem._
Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс]
http://www.mirknig.com/
Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://allebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]
http://www.booklinks.ru/
Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]
http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
«Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В.
Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/
Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС
начального общего образования. Может ли учебник стать помощником?
[Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696
Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс]
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid
,118/http://www.nachalka.com/proekty

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».