Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Шухруповская основная общеобразовательная школа
Принята на заседании
педагогического
совета от 28.08.2025г.
Протокол № 1
Утверждаю:
Директор МАОУ Шухруповской ООШ
С.В. Нифонтова
Приказ № 92-О от 28.08.2025г.
Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШУХРУПОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА
DN: E=uc_fk@roskazna.ru, S=77 Москва, OID.1.2.643.100.4=7710568760,
ОГРН=1047797019830, STREET="Большой Златоустинский переулок, д. 6,
строение 1", L=г. Москва, C=RU, O=Казначейство России,
CN=Федеральное казначейство
Причина: Я являюсь автором этого документа
Дата: 25 Ноябрь 2025 г. 16:52:21
Рабочая программа учебного предмета
«Домоводство»
Составитель: учитель Игнатьева Н. А.
с. Шухруповское, 2025
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» составлена на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 2),
утверждена приказом Министерства просвещения Р.Ф. от 24.11.2022 г № 1026 и адресована
обучающимся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с
учетом реализации особых образовательных потребностей.
Цель обучения - повышение самостоятельности детей в выполнениихозяйственнобытовой деятельности. Основные задачи: формирование умений обращаться с инвентарем
и электроприборами; освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок,
уборке помещения и территории, уходу за вещами.
Основными задачами программы являются:
Формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации обучающихся.
Развитие
умений,
необходимых
для
осуществления
своей
самостоятельной
жизнедеятельности
Формирование бытовых навыков
Формирование умений обращаться с хозяйственным инвентарем.
Формирование посильных навыков при приготовлении пищи, при осуществлении
покупок, при уборке помещений и территории, при уходе за вещами, которые в
последующем возможно применять как в быту, так и в трудовой деятельности.
Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства
является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по
домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому,
воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и
правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает
зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.
Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту, так и в
трудовой деятельности. Так, например, занятия по уборке помещений и территории
актуальны для формирования бытовой деятельности детей и перспективны для получения в
будущем работы в качестве дворника или уборщицы.
Содержание программного материала
Программа по домоводству включает следующие разделы: «Покупки», «Уход за
вещами», «Обращение с кухонным инвентарем», «Приготовление пищи»», «Уборка
помещений и территории».
Раздел «Покупки» направлен на планирование покупок, на выбор местасовершения
покупок,
на
ориентацию
в
расположении
отделов
магазина,
кассы
и др., на нахождениенужного товара в магазине, на соблюдение последовательности
действий
при
взвешивании
товара,
при
складывании
покупок в сумку и при соблюдение последовательности действий при расчете на кассе.
Раздел «Обращение с кухонным инвентарем» предполагает обращение с
посудой,различение
предметов посуды для сервировки
стола и кухонных
принадлежностей. Кроме этого различение чистой и грязной посуды, очищениеостатков
пищи с посуды, чистка посуды, соблюдение последовательности действий при мытье и
сушке посуды, а так же
обращение с бытовыми приборамиих различение по назначению.
Соблюдение последовательности действий при сервировке стола. Знание правил техники
безопасности при пользованииэлектробытовым
прибором.
Соблюдение
последовательности действий при пользовании электробытовым прибором.
Раздел «Приготовление пищи» ориентирован на приготовление блюд с учётом
физических
возможностей
обучающихся. Знание
(соблюдение)
правил гигиены при приготовлении пищи.Выбор продуктов, необходимых для приготовления
блюда.
Выбор
инвентаря,
необходимого
для
приготовления
блюда.Соблюдение последовательности действий при варке, жарке и
выпекании продуктов. Поддержание чистоты рабочего места в процессе приготовления
пищи.
Раздел «Уход за вещами» включат в себя соблюдение последовательности действий при
ручной стирке, соблюдение последовательности действий при машинной стирке, соблюдение
последовательности действий при глажении белья,соблюдение последовательности действий
при мытье обуви.
Раздел «Уборка помещения» направлен на соблюдение последовательности действий при
мытье поверхностей мебели, соблюдение последовательности действий при подметании
пола, при уборке пылесосом, при мытье пола и действий при мытье окон.
Раздел «Уборка территории» включает в себя овладение навыками ухода за территорией
и за уборочным инвентарем.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Домоводство» обозначен как
самостоятельный предмет. На его изучение в 3классе отведено 68 ч, 2 часа в неделю,
34 учебные недели.
Планируемые результаты освоенияучебного предмета
Личностные:
Коммуникативные умения (невербальные и вербальные) на обращенную речь
взрослого и сверстника в разнообразных ситуациях взаимодействия.
Интерес и поддержание взаимодействия с новым взрослым и сверстником.
Потребность в общении со сверстниками и поддержание коммуникативной
ситуации
доступными обучающемуся способами.
Определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша).
Понимает эмоциональные состояния других людей и проявляет.
Участие в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках,
хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций,конструк
ций и поделок и т. п.).
Испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне).
Предметные:
Умение принимать посильное участие в повседневных делах дома и в школе.
Умение выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с
уборкой, уходом за вещами, участием в покупке продуктов и приготовлением пищи и
др.
Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени и
оценивать полученный результат, радоваться достижениям.
Умение взаимодействовать с окружающими людьми в соответствии с общеприняты
ми
нормами
поведения,
в
доступной
форме
оказывать
поддержку
и взаимопомощь,сопереживать, сочувствовать и эмоционально реагировать на различн
ые ситуациидома и в школе.
Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков
(рисунков,
фотографий,
пиктограмм
и
других
графических изображений),неспецифических жестов.
Умение
пользоваться
доступными
средствами
коммуникации
в
практикеэкспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту
житейских задач.
Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом.
Использование доступных жестов для передачи сообщения.
Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных
ситуациях.
Умение решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворениемперв
оочередных потребностей.
Умение соблюдать режимные моменты в жизни человека.
Базовые учебные действия:
Входить и выходить из учебного помещения со звонком.
Адекватно использовать ритуалы социально-бытового поведения.
Принимать цели и произвольно включаться в деятельность.
Развитие способности осознавать и выражать свои интересы.
Положительного отношения ребенка к занятиям.
Развитие способности применять полученные знания для
решения новыханалогичных задач.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов
освоения программы.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения
программы и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. По итогам
освоения задач и анализа результатов обучения оценивается динамика развития его
жизненных компетенций. Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух
недель учебного года путем наблюдения за выполнением, обучающимся специально
подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке
результативности обучения обучающегося важно учитывать затруднения в освоении
отдельных предметов, которые не должны рассматриваться как показатель не успешности их
обучения и развития в целом.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях,
основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:
«выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции (вербальной
или невербальной), по образцу», «выполняет действие с помощью учителя». В случае
затруднений в оценке, в связи с отсутствием видимых изменений, следует оценивать его
эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
Уровни самостоятельности при выполнении заданий:
не выполняет задание;
выполняет задание со значительной помощью;
выполняет задание с частичной помощью;
выполняет задание по подражанию;
выполняет задание по образцу;
выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки;
выполняет задание самостоятельно без ошибок.
Реакция на воздействие:
негативная;
нейтральная;
положительная.
Критерии оценки выполнения заданий:
1 балл – не выполнил
2 балла – выполнил задание только с помощью взрослого
3 балла – выполнил самостоятельно часть задания или после оказания помощи
4 балла – выполнил самостоятельно
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Кол- Дата
Название раздела
Темы уроков
во
часов
Что изучает домоводство. Вводная беседа.
1
Домоводство
Моя квартира.
1
Уборка
помещений и
Один дома. Правила безопасности.
1
территории
Расположение и назначение комнат.
1
Кухня.
1
Правила безопасности на кухне.
1
Чистота-залог здоровья. Правила уборки на
1
кухне.
Моющие средства для кухни.
1
Кухонные приборы. Ложки и вилки.
1
Правила мытья кухонных приборов.
Мытье ложек и вилок. Практическая работа.
Кухонная мебель.
Назначение кухонной мебели.
1
1
1
1
Стол и стулья.
Мытье кухонного стола. Практическая работа.
Экскурсия в кабинет СБО.
Электробытовые приборы на кухне.
Газовая и электрическая плита.
Техника безопасности при работе с плитой.
Правила ухода за плитой.
Холодильник. ЦОР
Назначение холодильника.
Правила ухода за холодильником.
Викторина «Моя кухня»
Экскурсия в кабинет СБО.
Я иду в магазин.
Виды магазинов.
Продуктовый магазин.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
28.
29.
Отделы магазина.
Выбор продуктов.
1
1
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
Сроки годности продуктов.
Молочные продукты.
Хлебобулочные изделия.
Взвешивание товаров.
Оплата покупки.
Места хранения покупок.
Сюжетно-ролевая игра «Покупка продуктов»
Уход за вещами.
Ручная стирка. Наполнение емкости
водой.Практическая работа.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
Обращение с
кухонным
инвентарем
Покупки
Уход за вещами
39.
Выбор моющего средства. Отмеривание
необходимого количества моющего средства.
1
40.
41.
Сюжетно-ролевая игра «Я стираю свои вещи»
Машинная стирка. Различение составных частей
стиральной машины.
Сортировка белья перед стиркой.
Закладывание и вынимание белья из машины.
Установка программы и температурного режима.
Сюжетно-ролевая игра
«Я стираю свои вещи в стиральной машине»
Глажение утюгом. Различение составных частей
утюга.
Соблюдение последовательности действий при
глажении белья.
Глажение кухонной салфетки. Практическая
работа.
Уборка помещения.
1
1
Уборка мебели.
Уборка с поверхности стола остатков еды и
мусора.
Практическая работа.
Вытирание поверхности мебели.
Уборка пола.
Сметание мусора на полу в определенное место.
Практическая работа.
Инвентарь для уборки снега.
Уборка снега: сгребание, перебрасывание снега.
Мытье стекла.
Мытье зеркала. Практическая работа.
Подготовка к приготовлению блюда. Овощной
салат.
Выбор продуктов, необходимых для
приготовления блюда.
Выбор инвентаря, необходимого для
приготовления салата.
Обработка овощей.
Резание овощей ножом.
Практическая работа.
Экскурсия в школьную столовую.
1
1
Сервировка стола. Практическая работа.
Выбор посуды и столовых приборов при
сервировке стола.
Раскладывание столовых приборов и посуды при
сервировке стола.
Сервировка стола для чая.
Виды чая.
1
1
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
Уборка
помещений и
территории
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
Приготовление
пищи
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
70.
71.
Способы заваривания чая.
Сюжетно-ролевая игра
«Ждем гостей»
1
1
72.
73.
74.
Холодные напитки. Морс.
Виды морсов.
Способы приготовления морсов.
Практическая работа.
Правила хранения холодных напитков.
Инвентарь для уборки льда.
Уборка территории.
Уборка льда.
Правила ухода и хранения инвентаря.
Электробытовые приборы. Фен.
Различение составных частей фена.
Правила пользования феном.
Сюжетно-ролевая игра «Я сушу волосы феном»
1
1
1
83.
84.
85.
Уход за комнатными растениями.
Протирка пыли с цветов.
Пересадка цветов.
1
1
1
86.
87.
88.
1
1
1
92.
93.
94.
95.
Опрыскивание цветов. Практическая работа.
Значение комнатных цветов для человека.
Уборка территории.
Уборка бытового мусора.
Уборка территории.
Подметание территории.
Практическая работа.
Сгребание травы и листьев.
Практическая работа.
Сгребание травы и листьев. Уход за уборочным
инвентарем.
Уход за уборочным инвентарем.
Правила поведения в общественных местах.
Правила поведения на улицах города.
Правила поведения в общественном транспорте.
96.
97.
98.
Правила поведения в школьной столовой.
Дежурство по столовой.
Уборка класса. Последовательность уборки.
1
1
1
99.
100.
101.
Инвентарь для уборки класса.
Уборка класса. Практическая работа.
Беседа по теме «Правила безопасности на
летних каникулах».
Беседа по теме «Правила безопасности на
летних каникулах».
1
1
1
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
89.
90.
91.
102.
Уборка
помещений и
территории
Уборка
помещений и
территории
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дополнительная литература для учителя:
1.
2.
Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. Маллер А,Р.,
Цикото Г. В., М., Педагогика 1987 -1988г.
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта, Москва, Владос 2007г.
3.
Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной
умственной отсталостью. ЦНИ ЭТИН, 1993г.
4.
Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями
интеллекта. Маллер А,Р., Цикото Г. В., М., Педагогика 1987 -1988г.
Средства обучения:
1.
Технические и электронные средства обучения:
автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением;
аудиомагнитофон, мультимедиапроектор, экран;
мультимедийные ресурсы;
классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц.
2.
Цифровые образовательные ресурсы:
Электронные библиотеки (www.gnpbu.ru.);
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com
учителей
Сеть
творческих
http://viki.rdf.ru/cat/prazdniki/ Детские электронные презентации
http://dic.academic.ru - Словари и энциклопедии on-line.
http://ditionary.fio.ru - Педагогический энциклопедический словарь.
http://www.km.ru - Портал компании «Кирилл и Мефодий»
http://www.ug.ru - Сайт «Учительской газеты».
http://www.solnyshko.ee - Детский портал «Солнышко».
3.
Демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи
ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения;
видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы.
4.
Дидактический материал:
изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели,
продуктов питания, уборочного инвентаря, бытовой техники;
альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с
изучаемыми темами учебной программы;
изображения алгоритмов рецептуры и приготовления блюд, стирки белья, глажения
белья и др.
5.
Оборудование:
кухонная мебель, кухонная посуда (кастрюли, сковороды, чайники, тарелки, ложки,
ножи, вилки, кружки и др.), таймер;
предметы для украшения интерьера (ваза, подсвечник, скатерть и др.);
стиральная машина, тазики, настенные и индивидуальные зеркала, гладильная
доска;
бытовая техника (чайник электрический, блендер, комбайн, утюг, фен, пылесос,
электрическая плита, электрическая духовка, миксер, микроволновая печь);
грифельная и магнитная доски;
уборочный инвентарь (тяпки, лопаты, грабли), тачки, лейки и др.