Рабочая программа учебного предмета Изобразительная деятельность 3 кл._подпись

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Шухруповская
основная общеобразовательная школа
Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШУХРУПОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА

DN: E=uc_fk@roskazna.ru, S=77 Москва, OID.1.2.643.100.4=7710568760,
ОГРН=1047797019830, STREET="Большой Златоустинский переулок, д. 6,
строение 1", L=г. Москва, C=RU, O=Казначейство России,
CN=Федеральное казначейство
Причина: Я являюсь автором этого документа
Дата: 25 Ноябрь 2025 г. 16:53:36

Принята на заседании
педагогического
совета от 28.08.2025г.
Протокол № 1

Утверждена:
Директор МАОУ Шухруповской ООШ
С.В. Нифонтова
Приказ № 92 - О от 28.08.2025 г.

Рабочая программа учебного предмета
«Изобразительная деятельность»
на 2025 - 2026 уч. год

Составитель:
учитель Игнатьева Н.А.

с. Шухруповское, 2025

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительная деятельность» составлена в
соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
-Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014 г. №1599
«Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
-Планируемыми результатами освоения обучающимися с умеренной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
адаптированной
общеобразовательной программы;

умственной
основной

- Приказом Министерства образования и науки Российской федерации № 629 от 05. 07. 2017
г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31
марта 2014 г. № 253»
- Программой образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью /под
редакцией Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой – С.-Пб., 2011 г.
2.Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения
учащимися
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с обучающимися с умеренной
и тяжёлой умственной отсталостью. Вместе с формированием умений и навыков
изобразительной деятельности у ребёнка воспитывается эмоциональное отношение к миру,
развивается восприятие, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На
занятиях по аппликации, лепке, рисованию он может выразить себя как личность
доступными для него способами, проявить интерес к деятельности или к предмету
изображения, осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в
изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включить в эти виды
деятельности всех без исключения детей. Разнообразие используемых техник делает работы
детей выразительнее, богаче по содержанию.
Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: «Лепка», «Рисование»,
«Аппликация». Во время занятий изобразительной деятельности необходимо вызывать у
ребѐнка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать
творческие проявления, развивать его самостоятельность. Ребѐнок учится уважительно
относится к своим работам, оформляя их в рамы, участвуя в выставках, творческих показах.
Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны
другим людям. Это делает жизнь ребѐнка
интереснее и ярче, способствует его
самореализации, формирует чувство собственного достоинства. Сформированные на
занятиях изобразительной деятельности умения и навыки могут использоваться в
дальнейшем в трудовой деятельности, например, изготовлении полиграфических и
керамических изделий, изделий в технике батик.
Миссия школы - «Воспитание, обучение, реабилитация, социальная интеграция». Рабочая
программа основывается на данной миссии и реализует её на уроках изобразительной
деятельности.

Цель уроков изобразительной деятельности в 3 классе – формирование умений
изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными
средствами.
Основные задачи:
-развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умений пользоваться
инструментами;
-обучение доступным приѐмам работы с различными материалами;
-обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов;
-развитие художественно-творческих способностей.
Реализация программы осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся VIII
вида. Компенсация недостатков психофизического развития достигается путем организации
разноуровнего обучения, с учетом возможностей воспитанников, с использованием
индивидуального и дифференцированного подхода. Присутствует эмоциональноблагоприятный климат в классе, разнообразие форм учебной деятельности, ситуация успеха,
различные видов помощи, стимуляция познавательной активности, использование игровых
приемов, дидактических игр.
Используемые типы уроков: урок - открытия нового знания, урок-исследование, урок
комплексного применения общеучебных умений, актуализация общеучебных умений, урок
систематизации и обобщения, комбинированный урок.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по изобразительной деятельности составлена в соответствии с АООП (2
вариант) и учебным планом школы, рассчитана на 34 учебных недели (102 часа, по 3 часа в
неделю).
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и
разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:
Тема

Количество
часов

Лепка

34

Рисование на темы

34

Аппликация

34

Итого

102

Планирование коррекционной работы
по предмету «Изобразительная деятельность» в 3 классе II вариант
1. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти:
- развитие зрительного и слухового восприятия;
2. Развитие слухового восприятия :
- развитие слухового восприятия на задания со слов учителя ;

3. Развитие импрессивной речи:
- формирование умений слушать речь учителя;
4. Формирование экспрессивной речи:
- формирование навыков альтернативной коммуникации;
5. Коррекция мышления.
- обучать приемам умственной работы (сравнение признаков, группировка материала, анализ
изученного);
6. Коррекция познавательной деятельности:
- вовлечение в работу всего класса с учетом дифференцированного подхода к учащимся;
- использование ИКТ;
7. Коррекция нарушений и развитие эмоционально-личностной сферы:
- релаксационные упражнения для мимики мышц и снятия эмоционального напряжения;
4.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом
социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели
современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Возможные личностные результаты освоения программы по изобразительной
деятельности в 3 классе II вариант включают индивидуально-личностные качества и
социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные
установки.
1) Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация,
рисование.
Интерес к доступным видам изобразительной деятельности.
Умение использовать инструменты и материалы в процессе
изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация).

доступной

2) Способность к самостоятельной изобразительной деятельности.
Положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе
изобразительной деятельности.
Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой
деятельности.
3) Готовность к участию в совместных мероприятиях.
Готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками,
взрослыми.
Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания
и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения.
Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным

критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но
рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой, правильно держать
тетрадь для рисования и карандаш.
Выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа.
Обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от
руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые линии.
Ориентироваться на плоскости листа бумаги.
Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и
направление штрихов ( сверху вниз, слева направо, наискось).
Различать и называть цвета.
Узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела.
Передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с
известными геометрическими формами с помощью учителя.
Узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений,
известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.
5. Содержание учебного предмета
Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: «Лепка», «Рисование»,
«Аппликация».
Лепка. Различение пластичных материалов и их свойств; различение инструментов и
приспособлений для работы с пластичными материалами. Разминание пластилина, теста,
глины; раскатывание теста, глины скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска;
откручивание кусочка материала от целого куска; отщипывание кусочка материала от целого
куска; отрезание кусочка материала стекой. Размазывание материала: размазывание
пластилина (по шаблону, внутри контура). Катание колбаски (на доске, в руках), катание
шарика (на доске, в руках); получение формы путем выдавливания формочкой; вырезание
заданной формы по шаблону стекой. Сгибание колбаски в кольцо; закручивание колбаски в
жгутик; переплетение колбасок (плетение из 2-х колбасок, плетение из 3-х колбасок);
проделывание отверстия в детали; расплющивание материала (на доске, между ладонями,
между пальцами); скручивание колбаски, лепешки, полоски; защипывание краев детали.
Соединение деталей изделия разными способами (прижатием, примазыванием,
прищипыванием). Лепка предмета, состоящего из одной части и нескольких частей.
Оформление изделия (выполнение отпечатка, нанесение на изделие декоративного материала,
дополнение изделия мелкими деталями, нанесение на изделие рисунка). Декоративная лепка
изделия с нанесением орнамента (растительного, геометрического). Лепка нескольких
предметов (объектов), объединѐнных сюжетом.
Аппликация. Различение разных видов бумаги среди других материалов. Различение
инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации. Сминание
бумаги. Разрывание бумаги заданной формы, размера. Сгибание листа бумаги (пополам,
вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги. Намазывание поверхности клеем (всей
поверхности, части поверхности). Выкалывание шилом по контуру. Разрезание бумаги
ножницами (выполнение надреза, разрезание листа бумаги). Вырезание по контуру. Сборка
изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги (заготовка

отдельных деталей, соединение деталей между собой). Соблюдение последовательности
действий при изготовлении предметной аппликации (заготовка деталей, сборка изображения
объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону). Соблюдение
последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации (заготовка
деталей, сборка орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей клеем,
приклеивание деталей к фону). Соблюдение последовательности действий при изготовлении
сюжетной аппликации (придумывание сюжета, составление эскиза сюжета аппликации,
заготовка деталей, сборка изображения, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к
фону).
Рисование. Различение
материалов
и
инструментов, используемых
для
рисования. Оставление графического следа на бумаге, доске, стекле. Рисование карандашом.
Соблюдение последовательности действий при работе с красками (опустить кисть в баночку
с водой, снять лишнюю воду с кисти, обмакнуть ворс кисти в краску, снять лишнюю краску о
край баночки, рисование на листе бумаги, опустить кисть в воду и т.д.). Рисование кистью
(прием касания, прием примакивания). Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски
путем смешивания красок других цветов. Рисование точек. Рисование линий (вертикальные,
горизонтальные, наклонные). Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг,
овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание (внутри контура, заполнение всей
поверхности внутри контура). Заполнение контура точками. Штриховка (слева направо,
сверху вниз, по диагонали, двойная штриховка). Рисование контура предмета (по контурным
линиям, по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание
(части предмета, отдельных деталей предмета, с использованием осевой симметрии).
Рисование элементов орнамента (растительные, геометрические). Дополнение готового
орнамента отдельными элементами (растительные, геометрические). Рисование орнамента из
растительных и геометрических форм (в полосе, в круге, в квадрате). Дополнение сюжетного
рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу.
Расположение объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Рисование
приближенного и удаленного объекта. Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка.
Рисование сюжетного рисунка (по образцу - срисовывание готового сюжетного рисунка, из
предложенных объектов, по представлению). Рисование с использованием нетрадиционных
техник (монотипия, «по - сырому», рисование с солью, граттаж, «под батик»).
6.Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Дидактические и методические пособия для учителя:
1. И.А. Грошенков «Уроки рисования в 1 – 4 классах специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях. Москва «Просвещение», 2009г
2. Развиваем руки - чтоб учиться писать и красиво рисовать Ярославль, Академия развития
2011г
3. Весёлые уроки волшебного карандаша» Я рисую животных» Т. В. Галян
М., БАО – ПРЕСС, 2009
4. Обучение учащихся в 1-4 классах коррекционных учреждений В. Г. Петрова М, «
Просвещение», 2009г
5. «Отчий дом» В.Суродина, О.Суродина; Миасс, «Геотур», 2011г.

6. «Весёлая энциклопедия уральских следопытов: 100 игр по истории, культуре, географии
Урала» И.С.Огоновская; Екатеринбург, издательский дом «Сократ» 2006.
7. Е.Вейсберг «Живая природа Миасской долины»
8. А.Б. Горская «Хрестоматия по литературе родного края 1 – 4 кл.»
Дидактические пособия для учащихся:
Презентации, раздаточный материал, наглядно – демонстрационный материал
Наименования объектов и средств
Кол-во
материально-технического
обеспечения

Примечание

Печатные пособия
Набор плакатов «Времена года»,
«Дикие и домашние животные»,
3
«Живая и неживая природа»

Таблицы

4

Наборы
сюжетных
(предметных)
картинок в соответствии с тематикой,
3
определённой
в
программе
по
изобразительной деятельности.
Технические средства обучения
Магнитная классная доска.
Настенная
доска
с
приспособлений
для
картинок.

1
набором
крепления 1

Мультимедийный проектор.

1

Экспозиционный экран .

1

Ноутбук.

1

Сканер .

1

Принтер струйный чёрно-белый.

1

Экранно - звуковые пособия
Аудиозаписи
в
соответствии
программой обучения.

с

3

Игры и игрушки
Наборы ролевых игр, игрушек и
конструкторов (по темам: дом,
9
зоопарк, ферма, транспорт, магазин и
др.).

Размер не менее 150X150 см

Настольные развивающие игры (типа
5
«Эрудит») и др
Оборудование класса
Ученические столы одноместные с
12
комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.

1

Шкафы для хранения учебников,
дидактических материалов, пособий и 4
пр.
Настенные доски для вывешивания
1
иллюстративного материала.
Подставки для книг, держатели для
6
схем и таблиц и т. п.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.