Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Шухруповская
основная общеобразовательная школа
Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШУХРУПОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА
DN: E=uc_fk@roskazna.ru, S=77 Москва, OID.1.2.643.100.4=7710568760,
ОГРН=1047797019830, STREET="Большой Златоустинский переулок, д. 6,
строение 1", L=г. Москва, C=RU, O=Казначейство России,
CN=Федеральное казначейство
Причина: Я являюсь автором этого документа
Дата: 25 Ноябрь 2025 г. 16:54:52
Принята на заседании
педагогического
совета от 28.08.2025г.
Протокол № 1
Утверждаю:
Директор МАОУ Шухруповской ООШ
С.В. Нифонтова
Приказ № 92 - О от 28.08.2025г.
Рабочая программа учебного предмета
«Математические представления»
Составитель: учитель Игнатьева Н. А.
с. Шухруповское, 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» составлена на
основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 2),
утверждена приказом Министерства просвещения Р.Ф. от 24.11.2022 г № 1026 и адресована
обучающимся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации особых образовательных потребностей.
Цель: овладение учащимися системой доступных математических знаний, умений и
навыков, необходимых в повседневной жизни.
Задачи:
расширение жизненного опыта учащихся;
формирование доступных им видов деятельности (элементарной учебной, игровой,
деятельности общения, наблюдения, предметно-практической, трудовой);
формирование элементарных математических представлений о форме, величине;
формирование количественных (дочисловых), пространственных, временных представлений;
формирование умений различать и сравнивать предметы по форме, величине.
Общая характеристика учебного предмета
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми имно
жественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него
использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить
три тарелки, три столовых прибора и др.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений
формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут
овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного
обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них
элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы
ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять
время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в
магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п.
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенкомв ходе освоения программного материала по
математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во
временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта математические представления и
конструирование обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение
в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 102 часа, 3 часа
в неделю, 34 учебные недели.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
обучающимися с умеренной умственной отсталостью:
Личностные:
принимают и понимают смысл элементарных математических задач в разных житейских
ситуациях,
поддерживают положительное взаимодействие со сверстником при выполнении простых
математических задач.
Предметные:
выполнение практических действий с отдельными предметами и непрерывными множествами
(крупа, песок, вода и т.д.), дифференцировать множества больше-меньше, мало-много, поровну;
умение воспринимать определенное количество предметов: 1,2,3,4,
умение сравнивать освоенное количество предметов (в пределах 2-х, 3-х, 4-х),
умение устанавливать равенство и неравенство, различение количества предметов:
больше-меньше, поровну;
преобразование множеств и сохранения их количества (в пределах 4-х);
соотносение количества 1, 2, 3, 4 с количеством пальцев или предметов,
узнавание и сооотнесение цифр: 1, 2, 3, 4 с количеством пальцев или предметов;
умение выполнять простейшие измерительные действия: измерять, отмерять, сравнивать с
помощью условной мерки.
Программа «Математические представления» направлена на формирование
базовых
учебных действий и готовности к овладению содержанием ФАООП образованиядля у
обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2)
и включает следующие задачи:
1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному,
коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
умение выполнять инструкции педагога;
использование по назначению учебных материалов;
умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
в течение определенного периода времени,
от начала до конца,
с заданными качественными параметрами.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции,
действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Достаточный и минимальный уровень освоения учебного предмета
Минимальный
Достаточный уровень
уровень
Элементарные математические представления о форме, величине;количественные
(дочисловые), пространственные, временные представления
Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине.
Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости.
Умение различать, сравнивать и преобразовыватьмножества (один –
много).
Умение
различать
части
суток,
соотносить
действие
с временными промежутками, составлять ипрослеживать последовател
ьность событий,определять время по часам, соотносить время сначало
м и концом деятельности.
Умение различать
предметы по
форме, величине.
Умение ориентиро
ваться в
схеме тела
Умение
различать множес
тва(один – много).
Умение различать ч
асти суток.
Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами.
Умение соотносит
Умение
соотносить
число
ь число с
с соответствующимколичеством предметов,обозначать его цифрой.
соответствующим
Умение
пересчитывать
предметы
в доступных
количеством
ребенку пределах.
предметов.
Умение пересчит
ывать предметы.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы
Уровни самостоятельности при выполнении заданий:
не выполняет задание;
выполняет задание со значительной помощью;
выполняет задание с частичной помощью;
выполняет задание по подражанию;
выполняет задание по образцу;
выполняет задание самостоятельно, но с ошибками;
выполняет задание самостоятельно без ошибок.
Реакция на воздействие:
негативная;
нейтральная;
положительная.
Критерии оценки выполнения заданий:
1 балл – не выполнил
2 балла – выполнил задание только с помощью взрослого
3 балла – выполнил самостоятельно часть задания или после оказания помощи
4 балла – выполнил самостоятельно.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное содержание учебного предмета «Математические представления» включает
5 разделов:
Элементарные (дочисловые) математические представления (представления о форме, о величине толщина, длина).
Практические действия с дискретными и непрерывными множествами (пересыпание,
переливание, перекладывание и др.);
Математические операции (счет, пересчет, цифры, соотнесение).
Математика в житейских ситуациях (проблемные задачи), в игровой и в продуктивных видах
деятельности (рисование, конструирование, аппликация, лепка).
Операции измерения.
Обучение может проходить в разных формах: на уроках, на индивидуальных занятиях. Для
обучающихся 3 группы реализация программы показана в индивидуальной (надомной) форме
обучения.
Структура каждого урока может включать два или нескольких разделов.
В процессе обучения используются практические, наглядные и словесные методы, а также
игровые приемы, настольно-печатные игры для овладения обучающимися предметнопрактическими действиям при решении математических задач.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»
различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.);
пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей);
пазлы вкладыши;
мозаики;
сухой бассейн;
игрушки разных размеров;
шнуровки;
пирамидки разные по величине, высоте;
пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;
карточки с изображением картинок (по формированию пространственных представлений);
цветные карандаши;
листы бумаги;
рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, наклеивания и другой материал;
карточки с цифрами;
презентации по темам;
обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных
математических представлений.