Рабочая программа курса внеурочной деятельности Я волонтер_подпись

Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШУХРУПОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА
DN: E=uc_fk@roskazna.ru, S=77 Москва, OID.1.2.643.100.4=7710568760,
ОГРН=1047797019830, STREET="Большой Златоустинский переулок, д. 6,
строение 1", L=г. Москва, C=RU, O=Казначейство России,
CN=Федеральное казначейство
Причина: Я являюсь автором этого документа
Дата: 17 Ноябрь 2025 г. 8:46:43

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МКУ «Управление образованием Туринского МО»

МАОУ Шухруповская ООШ

Утверждаю
директор ОУ
Нифонтова С.В. ________

Согласовано
зам. директора по УВР
Шестакова А.Н. ________

от «28» августа 2025 г.

от «28» августа 2025 г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
« Я - волонтёр»

1 час в неделю (всего 34 часов)

Возраст воспитанников: 10 -15 лет.
Срок реализации: 1 год.
Педагог- организатор
Головина С.В.

с.Шухруповское
2025 г.

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Я
волонтёр» разработана с учётом Концепции духовно-нравственного
воспитания российских школьников, в соответствии с требованиями ФГОС
основного общего образования.
Данный курс предназначен для обучающихся 5 - 9 классов и
направлен на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а
также их практической реализации. Программа рассчитана на 34 часа в
год (1 час в неделю).
Стремительные политические, социально-экономические изменения,
происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к
организации самого учебно-воспитательного процесса в основной школе, так
и к содержанию образования.
В период стремительной глобализации и информатизации жизненного
пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый
день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить
здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и
собственном приобретённом опыте.
Цели:
1. Формирование позитивных установок обучающихся на
добровольческую деятельность,
2. Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности,
воспитание доброты, чуткости, сострадания.
Задачи:
- знакомство с деятельностью волонтёрских организаций в мире и
России;
- содействие утверждению в жизни современного общества идей добра
и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков;
-овладение основными практическими умениями в области социальных
отношений;
-формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих
навыков учащихся;
-формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и
проектов в социальной сфере;
-воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду,
жизни;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде,
бережного отношения к ней;
- пропаганда здорового образа жизни.
В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ
важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных
представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное
поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического
воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной

жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в
общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
В Концепции модернизации российского образования указывается, что
“Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему
универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной
деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые
компетенции,
определяющее
современное
качество
содержания
образования”.
Именно первую группу и составляют политические и социальные
компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя
ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать
конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и
улучшении демократических институтов.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга обучающихся
и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало
появления новых подходов и методов активизации подростков. Волонтёрское
движение может стать одной из форм вовлечения подростков в социальную
активность, средством формирования политической и социальной
компетенции подрастающего поколения.
Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие чтолибо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или
добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных
каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как
правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение
сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого –
добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально
значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка
навязанной извне.
Актуальность данного
курса
состоит
в
его
социальной
направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе
коммуникативного общения.
Личностные, метапредметные результаты освоения курса
внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения программы «Отряд волонтёров»:
· формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о
принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к
окружающему миру;
· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
· развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование

нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
творческой деятельности.
Метапредметные
результаты освоения
программы
«Отряд
волонтёров» проявляются в:
-расширении круга приёмов составления разных типов плана;
- расширении круга структурирования материала;
- умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами,
планировать волонтёрскую деятельность;
обогащении ключевых
компетенций
(коммуникативных,
деятельностных и др.);
- умении организовывать волонтёрскую деятельность;
- способности оценивать результаты волонтёрской деятельности
собственной и одноклассников.
Направления работы:
· духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская
деятельность;
· патриотическое и гражданское воспитание – проектная,
исследовательская;
· здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;
· формирование толерантности – организация досуга.
В результате освоения программы обучающиеся будут знать:
-историю волонтёрского движения в России и в мире;
-права и обязанности волонтёров;
- основные направления деятельности волонтёрских отрядов;
-основные формы работы волонтёров;
будут уметь:
-организовывать и проводить различные мероприятия для
соответствующих категорий людей;
-проводить мероприятия, направленные на формирование здоровых
привычек;
-адекватно общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и
правилами уважительного отношения;
-аргументированно отстаивать свою позицию.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание программы разделено на два блока. У каждого блока своя
тематика, которая привязана к календарю памятных и знаменательных дат.
Это позволяет ребенку отслеживать и осмысливать все изменения в
окружающей жизни, почувствовать себя сопричастным к происходящему, а
значит и неравнодушным к миру вокруг.
Раздел 1. Волонтерское движение в России.
Учащиеся узнают о волонтерском движении в России, знакомятся с
правами и обязанностями волонтеров. Анкетирование поможет
обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам
волонтера. Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою
готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её
осуществлению.
Раздел 2. Участие в благотворительных акциях, практических делах
Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и
внимании - это дети с ограниченными возможностями, близкие, пожилые
люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют
знания, полученные ими в период подготовки.
Программа рассчитана на 1 учебный год.
Программа содержит теоретические и практические занятия.
Реализация программы предусматривает включение учащихся в социальную
практику, образовательные тренинги, анкетирование по созданию базы
добровольческой деятельности. Освоение программы “Отряд волонтёров”
обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При
изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских
акциях.
Формы реализации
Реализация программы проводится во внеурочной форме. На занятиях
предусматриваются следующие формы организации деятельности:
индивидуальная, фронтальная, проектная, коллективная.
Содержательными формами проведения занятий могут быть:
практическое занятие, беседа, участие в акции.
Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского
движения, а также их практической реализации.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МКУ «Управление образованием Туринского МО»

МАОУ Шухруповская ООШ

Согласовано
зам. директора по УВР
Шестакова А.Н. ________

Утверждаю
директор ОУ
Нифонтова С.В. ________
от «30» августа 2025 г.

от «30» августа 2025 г.

Рабочая программа курсов внеурочной деятельности
« Я - волонтёр»

1 час в неделю (всего 34 часов)

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема учебного занятия

п/п

Колво
часов

1

Вводный урок.
Волонтерское

Содержание деятельности
Теоретическая часть
занятия/основные виды внеурочной
деятельности обучающихся.

Практическая часть
занятия/основные виды внеурочной
деятельности обучающихся.

1

Участие в беседе о волонтёрах,
волонтёрском движении.

Просмотр видеофильмов, обсуждение;
работа в группах: тренинг «Цветиксемицветик».

движение. «Спешите делать
добрые дела!»

2

Акция « Мой школьный
двор»

1

Беседа о необходимости поддержания
чистоты на пришкольной территории.

Уборка территории школьного двора.

3

Живите радостно!
Моделирование дома моей
мечты.

1

Беседа о роли волонтёров в том, что
делает жизнь радостной. Что приятнее:
получать или дарить радость?

Моделирование дома своей мечты,
защита модели.

4

Подготовка праздничного
поздравления к Дню
пожилого человека

1

Участие в беседе о празднике Дне
пожилого человека, о роли волонтёров в
организации праздника.

Отбор праздничных номеров,
распределение ролей, обязанностей,
подготовка поздравлений.

5

Поздравление пожилых
людей на квартирах с
праздником Днём пожилого
человека

1

Участие в беседе о поведении на улице, в
гостях, о правилах поведения и общения со
взрослыми людьми.

Выступление детей на квартирах пожилых
людей, вручение открыток-поздравлений,
цветов.

6

Игра «За что мы в ответе
перед нашей планетой?»

1

Беседа о роли волонтёров в бережном
отношении ко всему живому на планете.

Участие в экологической игре.

7

Экологический десант
«Сделаем школу чистой!»

1

Участие в беседе о роли волонтёров в
сохранении чистоты школы.

Уборка школьной рекреации, кабинетов

8-9

Подготовка поздравления,
сувениров для
поздравления школьного
библиотекаря с
Международным днём
школьных библиотек

2

Участие в беседе о Международном дне
школьных библиотек, о роли волонтёров в
организации праздника, обсуждение
поздравления школьного библиотекаря,
самооценка и анализ работ.

Выбор и подготовка стихов, изготовление
сувениров в парах.

10

Толерантность – качество
волонтёра

1

Участие в беседе: что значит быть
толерантным, важно ли это качество для
волонтёра?

Чтение и обсуждение художественных
произведений.

12

12 ноября – Синичкин день.

1

Участие в беседе о Синичкином дне, о роли Рисование синички-эмблемы.
волонтёров в жизни зимующих птиц, об
изготовлении дома с родителями кормушки
для птиц.

13

Изготовление для мам
подарков к Дню матери.
Подготовка праздничной
программы.

1

Участие в беседе о Дне матери, о роли
волонтёров в организации праздника,
просмотр презентации, определение
последовательности работы, выбор
материалов, самооценка и анализ работ.

Изготовление букета для мам из цветной
бумаги и картона.

14

3 декабря –
Международный день
инвалидов. Изготовление
подарка к Дню инвалида.
Портфель пожеланий.

1

Участие в беседе об инклюзивном
воспитании (о детях-инвалидах), о роли
волонтёров в помощи детям-инвалидам.

Изготовление коллективного подарка,
подготовка поздравлений-пожеланий.

15

5 декабря – Всемирный
день волонтёров.

1

Участие в беседе о волонтёрах,
волонтёрском движении. Самооценка
личной волонтёрской деятельности, задачи
на будущее.

Анализ волонтёрской деятельности,
перспективы работы.

16

Акция «Покормите птиц
зимой»

1

Участие в беседе о роли волонтёров в
жизни зимующих птиц.

Развешивание кормушек, принесённых
детьми из дома и изготовленных вместе с
родителями, кормление птиц.

17

Акция «Вахта памяти».
Уборка снега у памятника
участникам Великой
Отечественной войны и
территории около него

1

Участие в беседе о памяти к тем людям,
кто боролся за нашу независимость,
счастливое детство, о долге перед ними.

Уборка снега у памятника участникам Великой
Отечественной войны и территории около него.

18

Изготовление петушка с
сюрпризом для детей
дошкольной группы

1

Участие в беседе о роли волонтёров в
организации новогодних сюрпризов, об
изготовлении сюрприза детям дошкольной
группы, самооценка и анализ работ.

Изготовление петушков с сюрпризом и вручение
их малышам дошкольной группы.

19

Расчистка игровой
площадки дошкольной
группы от снега

1

Участие в беседе об активном отдыхе
малышей и помощи волонтёров
работникам дошкольной группы.

Уборка снега с игровой площадки.

20

Организация и проведение
интеллектуальных
развивающих игр с детьми
дошкольной группы.

1

Участие в беседе о помощи волонтёров в
организации игр с малышами дошкольной
группы.

Организация и проведение интеллектуальных
развивающих игр волонтёров с детьми
дошкольной группы.

21

Изготовление открыток
труженикам тыла Великой
Отечественной войны и
поздравление их на
квартирах с Днём
защитника Отечества.
Акция «Посылка солдату»

1

Участие в беседе о роли волонтёров в
проведении Дня защитника Отечества,
просмотр презентации, определение
последовательности работы, самооценка и
анализ работ.

Изготовление сувениров, подготовка
выступления детей; вручение открытоксувениров труженикам тыла и поздравление их
на квартирах.

22

17 февраля – День
спонтанного проявления
доброты. Тренинг “Добру

1

Участие в беседе о доброте, о роли этого
качества для волонтёра, самооценка и
анализ работы.

Выполнение тренинга

пусть откроется сердце ”

23

Изготовление сувениров
для ветеранов
педагогического труда,
поздравление их на
квартирах с
Международным женским
днём

1

Участие в беседе о Международном
женском дне, о роли волонтёров в
проведении праздника, просмотр
презентации, определение
последовательности работы, выбор
материалов, самооценка и анализ работ.

Изготовление сувениров, подготовка
выступления детей; вручение праздничных
сувениров ветеранам педагогического труда и
поздравление их на квартирах.

24

2.04 - Международный день
детской книги. Ремонт книг
школьной библиотеки

1

Участие в беседе о Международном дне
детской книги, о бережном отношении к
книге, о роли волонтёров в сохранении
книг, самооценка и анализ работы.

Ремонт книг

25

12.04 - Международный
день милосердия. “Будьте

1

Участие в беседе о Международном дне
милосердия, о роли этого качества для
волонтёра.

Просмотр видеофильмов,

1

Участие в беседе о роли волонтёров в
благоустройстве школьного двора, улиц
города в сохранении чистоты.

Составление коллективного проекта
«Благоустройство школьного двора и посёлка».

1

Участие в беседе о роли волонтёров в
сохранении чистоты школьного двора, улиц
посёлка.

Оформление листовок с обращением к жителям
посёлка о сохранении чистоты.

1

Беседа ,как живут ребята из разных семей.

Изготовление сувениров, подготовка

милосердным”

26

Составление коллективного
проекта «Благоустройство
школьного двора и
посёлка».

чтение художественных произведений,
обсуждение.

Подготовка к акции «Мой
двор, моя улица»

27

Акция «Мой двор, моя
улица»
Оформление листовок с
обращением к жителям
посёлка о сохранении
чистоты

28

«Традиции моей семьи»

выступления детей; вручение открытоксувениров труженикам тыла и детям войны,
поздравление их на квартирах.

29

Акция «Вместе веселей»

1

Проведение подвижных игр с
обучающимися нач. классов.

Вручение георгиевских ленточек

30

Акция « Мы чистим мир»

1

Беседа со старшеклассниками о борьбе с
вредными привычками.

Развешивание листовок с обращением к
водителям о соблюдении ПДД

31

Акция «Георгиевская
ленточка»

1

Участие в беседе о роли волонтёров в
подготовке к празднованию 9 мая

32

Акция «Письмо водителям»

1

Составление письма-обращения к
водителям.

33

Участие в акции «Ветеран
живёт рядом», «Вахта
Памяти»

1

Участие в беседе о Дне Победы, о памяти к
тем людям, кто боролся за наше
счастливое детство, о долге перед ними, о
роли волонтёров в организации праздника;
просмотр презентации, определение
последовательности работы, выбор
материалов, самооценка и анализ работ.

34

Итоговое занятие «Какой я
волонтёр»(анкетирование)

1

Анализ своей работы как волонтёра, её
самооценка.
27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.