Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШУХРУПОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА
DN: E=uc_fk@roskazna.ru, S=77 Москва, OID.1.2.643.100.4=7710568760,
ОГРН=1047797019830, STREET="Большой Златоустинский переулок, д. 6,
строение 1", L=г. Москва, C=RU, O=Казначейство России,
CN=Федеральное казначейство
Причина: Я являюсь автором этого документа
Дата: 17 Ноябрь 2025 г. 8:46:43
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МКУ «Управление образованием Туринского МО»
МАОУ Шухруповская ООШ
Утверждаю
директор ОУ
Нифонтова С.В. ________
Согласовано
зам. директора по УВР
Шестакова А.Н. ________
от «28» августа 2025 г.
от «28» августа 2025 г.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
« Я - волонтёр»
1 час в неделю (всего 34 часов)
Возраст воспитанников: 10 -15 лет.
Срок реализации: 1 год.
Педагог- организатор
Головина С.В.
с.Шухруповское
2025 г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Я
волонтёр» разработана с учётом Концепции духовно-нравственного
воспитания российских школьников, в соответствии с требованиями ФГОС
основного общего образования.
Данный курс предназначен для обучающихся 5 - 9 классов и
направлен на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а
также их практической реализации. Программа рассчитана на 34 часа в
год (1 час в неделю).
Стремительные политические, социально-экономические изменения,
происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к
организации самого учебно-воспитательного процесса в основной школе, так
и к содержанию образования.
В период стремительной глобализации и информатизации жизненного
пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый
день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить
здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и
собственном приобретённом опыте.
Цели:
1. Формирование позитивных установок обучающихся на
добровольческую деятельность,
2. Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности,
воспитание доброты, чуткости, сострадания.
Задачи:
- знакомство с деятельностью волонтёрских организаций в мире и
России;
- содействие утверждению в жизни современного общества идей добра
и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков;
-овладение основными практическими умениями в области социальных
отношений;
-формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих
навыков учащихся;
-формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и
проектов в социальной сфере;
-воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду,
жизни;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде,
бережного отношения к ней;
- пропаганда здорового образа жизни.
В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ
важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных
представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное
поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического
воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной
жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в
общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
В Концепции модернизации российского образования указывается, что
“Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему
универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной
деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые
компетенции,
определяющее
современное
качество
содержания
образования”.
Именно первую группу и составляют политические и социальные
компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя
ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать
конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и
улучшении демократических институтов.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга обучающихся
и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало
появления новых подходов и методов активизации подростков. Волонтёрское
движение может стать одной из форм вовлечения подростков в социальную
активность, средством формирования политической и социальной
компетенции подрастающего поколения.
Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие чтолибо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или
добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных
каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как
правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение
сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого –
добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально
значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка
навязанной извне.
Актуальность данного
курса
состоит
в
его
социальной
направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе
коммуникативного общения.
Личностные, метапредметные результаты освоения курса
внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения программы «Отряд волонтёров»:
· формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о
принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к
окружающему миру;
· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
· развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
творческой деятельности.
Метапредметные
результаты освоения
программы
«Отряд
волонтёров» проявляются в:
-расширении круга приёмов составления разных типов плана;
- расширении круга структурирования материала;
- умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами,
планировать волонтёрскую деятельность;
обогащении ключевых
компетенций
(коммуникативных,
деятельностных и др.);
- умении организовывать волонтёрскую деятельность;
- способности оценивать результаты волонтёрской деятельности
собственной и одноклассников.
Направления работы:
· духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская
деятельность;
· патриотическое и гражданское воспитание – проектная,
исследовательская;
· здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;
· формирование толерантности – организация досуга.
В результате освоения программы обучающиеся будут знать:
-историю волонтёрского движения в России и в мире;
-права и обязанности волонтёров;
- основные направления деятельности волонтёрских отрядов;
-основные формы работы волонтёров;
будут уметь:
-организовывать и проводить различные мероприятия для
соответствующих категорий людей;
-проводить мероприятия, направленные на формирование здоровых
привычек;
-адекватно общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и
правилами уважительного отношения;
-аргументированно отстаивать свою позицию.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание программы разделено на два блока. У каждого блока своя
тематика, которая привязана к календарю памятных и знаменательных дат.
Это позволяет ребенку отслеживать и осмысливать все изменения в
окружающей жизни, почувствовать себя сопричастным к происходящему, а
значит и неравнодушным к миру вокруг.
Раздел 1. Волонтерское движение в России.
Учащиеся узнают о волонтерском движении в России, знакомятся с
правами и обязанностями волонтеров. Анкетирование поможет
обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам
волонтера. Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою
готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её
осуществлению.
Раздел 2. Участие в благотворительных акциях, практических делах
Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и
внимании - это дети с ограниченными возможностями, близкие, пожилые
люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют
знания, полученные ими в период подготовки.
Программа рассчитана на 1 учебный год.
Программа содержит теоретические и практические занятия.
Реализация программы предусматривает включение учащихся в социальную
практику, образовательные тренинги, анкетирование по созданию базы
добровольческой деятельности. Освоение программы “Отряд волонтёров”
обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При
изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских
акциях.
Формы реализации
Реализация программы проводится во внеурочной форме. На занятиях
предусматриваются следующие формы организации деятельности:
индивидуальная, фронтальная, проектная, коллективная.
Содержательными формами проведения занятий могут быть:
практическое занятие, беседа, участие в акции.
Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского
движения, а также их практической реализации.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МКУ «Управление образованием Туринского МО»
МАОУ Шухруповская ООШ
Согласовано
зам. директора по УВР
Шестакова А.Н. ________
Утверждаю
директор ОУ
Нифонтова С.В. ________
от «30» августа 2025 г.
от «30» августа 2025 г.
Рабочая программа курсов внеурочной деятельности
« Я - волонтёр»
1 час в неделю (всего 34 часов)
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема учебного занятия
п/п
Колво
часов
1
Вводный урок.
Волонтерское
Содержание деятельности
Теоретическая часть
занятия/основные виды внеурочной
деятельности обучающихся.
Практическая часть
занятия/основные виды внеурочной
деятельности обучающихся.
1
Участие в беседе о волонтёрах,
волонтёрском движении.
Просмотр видеофильмов, обсуждение;
работа в группах: тренинг «Цветиксемицветик».
движение. «Спешите делать
добрые дела!»
2
Акция « Мой школьный
двор»
1
Беседа о необходимости поддержания
чистоты на пришкольной территории.
Уборка территории школьного двора.
3
Живите радостно!
Моделирование дома моей
мечты.
1
Беседа о роли волонтёров в том, что
делает жизнь радостной. Что приятнее:
получать или дарить радость?
Моделирование дома своей мечты,
защита модели.
4
Подготовка праздничного
поздравления к Дню
пожилого человека
1
Участие в беседе о празднике Дне
пожилого человека, о роли волонтёров в
организации праздника.
Отбор праздничных номеров,
распределение ролей, обязанностей,
подготовка поздравлений.
5
Поздравление пожилых
людей на квартирах с
праздником Днём пожилого
человека
1
Участие в беседе о поведении на улице, в
гостях, о правилах поведения и общения со
взрослыми людьми.
Выступление детей на квартирах пожилых
людей, вручение открыток-поздравлений,
цветов.
6
Игра «За что мы в ответе
перед нашей планетой?»
1
Беседа о роли волонтёров в бережном
отношении ко всему живому на планете.
Участие в экологической игре.
7
Экологический десант
«Сделаем школу чистой!»
1
Участие в беседе о роли волонтёров в
сохранении чистоты школы.
Уборка школьной рекреации, кабинетов
8-9
Подготовка поздравления,
сувениров для
поздравления школьного
библиотекаря с
Международным днём
школьных библиотек
2
Участие в беседе о Международном дне
школьных библиотек, о роли волонтёров в
организации праздника, обсуждение
поздравления школьного библиотекаря,
самооценка и анализ работ.
Выбор и подготовка стихов, изготовление
сувениров в парах.
10
Толерантность – качество
волонтёра
1
Участие в беседе: что значит быть
толерантным, важно ли это качество для
волонтёра?
Чтение и обсуждение художественных
произведений.
12
12 ноября – Синичкин день.
1
Участие в беседе о Синичкином дне, о роли Рисование синички-эмблемы.
волонтёров в жизни зимующих птиц, об
изготовлении дома с родителями кормушки
для птиц.
13
Изготовление для мам
подарков к Дню матери.
Подготовка праздничной
программы.
1
Участие в беседе о Дне матери, о роли
волонтёров в организации праздника,
просмотр презентации, определение
последовательности работы, выбор
материалов, самооценка и анализ работ.
Изготовление букета для мам из цветной
бумаги и картона.
14
3 декабря –
Международный день
инвалидов. Изготовление
подарка к Дню инвалида.
Портфель пожеланий.
1
Участие в беседе об инклюзивном
воспитании (о детях-инвалидах), о роли
волонтёров в помощи детям-инвалидам.
Изготовление коллективного подарка,
подготовка поздравлений-пожеланий.
15
5 декабря – Всемирный
день волонтёров.
1
Участие в беседе о волонтёрах,
волонтёрском движении. Самооценка
личной волонтёрской деятельности, задачи
на будущее.
Анализ волонтёрской деятельности,
перспективы работы.
16
Акция «Покормите птиц
зимой»
1
Участие в беседе о роли волонтёров в
жизни зимующих птиц.
Развешивание кормушек, принесённых
детьми из дома и изготовленных вместе с
родителями, кормление птиц.
17
Акция «Вахта памяти».
Уборка снега у памятника
участникам Великой
Отечественной войны и
территории около него
1
Участие в беседе о памяти к тем людям,
кто боролся за нашу независимость,
счастливое детство, о долге перед ними.
Уборка снега у памятника участникам Великой
Отечественной войны и территории около него.
18
Изготовление петушка с
сюрпризом для детей
дошкольной группы
1
Участие в беседе о роли волонтёров в
организации новогодних сюрпризов, об
изготовлении сюрприза детям дошкольной
группы, самооценка и анализ работ.
Изготовление петушков с сюрпризом и вручение
их малышам дошкольной группы.
19
Расчистка игровой
площадки дошкольной
группы от снега
1
Участие в беседе об активном отдыхе
малышей и помощи волонтёров
работникам дошкольной группы.
Уборка снега с игровой площадки.
20
Организация и проведение
интеллектуальных
развивающих игр с детьми
дошкольной группы.
1
Участие в беседе о помощи волонтёров в
организации игр с малышами дошкольной
группы.
Организация и проведение интеллектуальных
развивающих игр волонтёров с детьми
дошкольной группы.
21
Изготовление открыток
труженикам тыла Великой
Отечественной войны и
поздравление их на
квартирах с Днём
защитника Отечества.
Акция «Посылка солдату»
1
Участие в беседе о роли волонтёров в
проведении Дня защитника Отечества,
просмотр презентации, определение
последовательности работы, самооценка и
анализ работ.
Изготовление сувениров, подготовка
выступления детей; вручение открытоксувениров труженикам тыла и поздравление их
на квартирах.
22
17 февраля – День
спонтанного проявления
доброты. Тренинг “Добру
1
Участие в беседе о доброте, о роли этого
качества для волонтёра, самооценка и
анализ работы.
Выполнение тренинга
пусть откроется сердце ”
23
Изготовление сувениров
для ветеранов
педагогического труда,
поздравление их на
квартирах с
Международным женским
днём
1
Участие в беседе о Международном
женском дне, о роли волонтёров в
проведении праздника, просмотр
презентации, определение
последовательности работы, выбор
материалов, самооценка и анализ работ.
Изготовление сувениров, подготовка
выступления детей; вручение праздничных
сувениров ветеранам педагогического труда и
поздравление их на квартирах.
24
2.04 - Международный день
детской книги. Ремонт книг
школьной библиотеки
1
Участие в беседе о Международном дне
детской книги, о бережном отношении к
книге, о роли волонтёров в сохранении
книг, самооценка и анализ работы.
Ремонт книг
25
12.04 - Международный
день милосердия. “Будьте
1
Участие в беседе о Международном дне
милосердия, о роли этого качества для
волонтёра.
Просмотр видеофильмов,
1
Участие в беседе о роли волонтёров в
благоустройстве школьного двора, улиц
города в сохранении чистоты.
Составление коллективного проекта
«Благоустройство школьного двора и посёлка».
1
Участие в беседе о роли волонтёров в
сохранении чистоты школьного двора, улиц
посёлка.
Оформление листовок с обращением к жителям
посёлка о сохранении чистоты.
1
Беседа ,как живут ребята из разных семей.
Изготовление сувениров, подготовка
милосердным”
26
Составление коллективного
проекта «Благоустройство
школьного двора и
посёлка».
чтение художественных произведений,
обсуждение.
Подготовка к акции «Мой
двор, моя улица»
27
Акция «Мой двор, моя
улица»
Оформление листовок с
обращением к жителям
посёлка о сохранении
чистоты
28
«Традиции моей семьи»
выступления детей; вручение открытоксувениров труженикам тыла и детям войны,
поздравление их на квартирах.
29
Акция «Вместе веселей»
1
Проведение подвижных игр с
обучающимися нач. классов.
Вручение георгиевских ленточек
30
Акция « Мы чистим мир»
1
Беседа со старшеклассниками о борьбе с
вредными привычками.
Развешивание листовок с обращением к
водителям о соблюдении ПДД
31
Акция «Георгиевская
ленточка»
1
Участие в беседе о роли волонтёров в
подготовке к празднованию 9 мая
32
Акция «Письмо водителям»
1
Составление письма-обращения к
водителям.
33
Участие в акции «Ветеран
живёт рядом», «Вахта
Памяти»
1
Участие в беседе о Дне Победы, о памяти к
тем людям, кто боролся за наше
счастливое детство, о долге перед ними, о
роли волонтёров в организации праздника;
просмотр презентации, определение
последовательности работы, выбор
материалов, самооценка и анализ работ.
34
Итоговое занятие «Какой я
волонтёр»(анкетирование)
1
Анализ своей работы как волонтёра, её
самооценка.
27