Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Шухруповская основная общеобразовательная школа
Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШУХРУПОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА
DN: E=uc_fk@roskazna.ru, S=77 Москва, OID.1.2.643.100.4=7710568760,
ОГРН=1047797019830, STREET="Большой Златоустинский переулок, д. 6,
строение 1", L=г. Москва, C=RU, O=Казначейство России,
CN=Федеральное казначейство
Причина: Я являюсь автором этого документа
Дата: 19 Сентябрь 2025 г. 16:26:09
Принята на заседании
педагогического
совета от 28.08.2025г.
Протокол № 1
Утверждаю:
Директор МАОУ Шухруповской ООШ
С.В. Нифонтова
Приказ № 92-О от 28.08.2025г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
общеинтеллектуальной направленности
«Проектная мастерская»
начального общего образования (2-4 классы)
Срок реализации: 1 год
Возраст участников: 8-11 лет
Составитель: учитель начальных классов
Котлова А.А.
с. Шухруповское, 2025
I. Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Проектная мастерская» разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, а также основной образовательной
программой начального общего образования. При разработке рабочей программы
курса «Проектная мастерская» использована примерная программа внеурочной
проектной деятельности по изучению природы родного края «Окружающий мир»,
автор Р.Г. Чуракова. Программа кружка «Проектная мастерская» разработана с
учетом особенностей первой ступени общего образования, возможностей применения
ИКТ в реализации проектной деятельности. Программа учитывает возрастные,
общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный
процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, а так же особенностью организации учебного процесса в МАОУ
Шухруповской ООШ. Программа «Проектная мастерская» рассчитана на
обучающихся начальной школы 2-4 классов.
Метод проектов является базовой образовательной технологией, поддерживающей
компетентностно-ориентированный подход в образовании. Метод проектов по своей
дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми,
выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим
адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных
ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность
является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование
способности к осуществлению ответственного выбора».
С целью обучения учеников начальных классов такому виду деятельности, как работа
над проектами, разработана программа «Проектная мастерская».
Направление: социально-педагогическое.
Цель программы: обучить детей работе над проектами; формировать ключевые
компетентности: коммуникативную, информационную, решение проблем.
Задачи:
- формировать навыки сотрудничества;
- формировать навыки презентации;
- обучить способам сбора и первичной обработки информации;
- формировать умение составлять письменный отчёт о работе над проектом;
- формировать умение планировать свою работу над проектом;
- формировать умение давать оценку готовому продукту, своей работе над проектом.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового
поколения требует использования в образовательном процессе технологий
деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены
как одно из условий реализации основной образовательной программы начального
общего образования. Современные развивающие программы начального образования
включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной
деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью.
Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской
деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской
деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,
личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи
формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и
систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает
реализацию следующих принципов:
непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и
целостности образования в целом;
развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального
самоопределения в системе внеурочной деятельности;
системность организации учебно-воспитательного процесса;
раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Программа состоит из трёх разделов:
I. Самые первые проекты (формирование понятия «проектная деятельность» и
навыков сотрудничества).
II. Основы проектной деятельности.
III. Работа над проектом.
В первом разделе предполагается начать практическую проектную деятельность с
самых простейших проектов, с обязательным привлечением родителей обучающихся.
Обучающиеся знакомятся с правилами работы в команде.
Во втором разделе обучающиеся работают в команде, знакомятся со способами
первичной обработки информации, с правилами публичного выступления.
Обучающиеся учатся работать с информацией, задавать вопросы, направляющие
проект.
В третьем разделе обучающиеся закрепляют полученные знания при работе над
групповыми и индивидуальными проектами.
Общая характеристика программы
Важнейшей педагогической задачей в условиях реализации ФГОС НОО стало
внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям
«открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности обучающегося
становится не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько
отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования
природы, истории, самого себя. Важную роль в достижении успешности каждого
обучающегося играет реализация доступного проектного замысла по выбору ребенка,
на основании сферы его интересов и личностных возможностей.
Курс «Проектная мастерская» призван обеспечить освоение наиболее актуальных для
работы над проектами способов деятельности обучающимися начальной школы и
подготовку их, таким образом, к разработке и реализации собственных,
индивидуальных проектов.
Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное становление
личности ребёнка через активные способы действий. Обучающийся, работая над
проектом, проходит стадии определения проблемы, планирования, сбора
информации, ее анализа и преобразования (синтеза), активной деятельности по
созданию задуманного продукта, его презентации, разработки портфолио проекта.
Проектная деятельность предполагает освоение способов деятельности, положенных
в
основу формирования ключевых компетентностей
(информационной,
коммуникативной, исследовательской и т.п.). При организации работы обучающихся
по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа, но
и групповая. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения: работа
в группе в разнообразных качествах (ролях), рассмотрение различных точек зрения
на одну проблему, организация взаимодействия между участниками проекта.
Учебные проекты, как правило, содержат в себе проблему, требующую решения, а
значит, формулируют одну или несколько задач. Используя проектный метод
обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки проблемы
до представления результата. Метод проектов имеет богатые дидактические
возможности как для внутрипредметного, так и для межпредметного обучения.
Выполняемые обучающимися проекты позволяют выявить интерес каждого
школьника по уровню успешности различных видов учебной деятельности, по
отношению к процессу деятельности и её результатам. Проектирование практически
помогает обучающимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают
быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать
культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии, что
позволяет
каждому
самостоятельно
осваивать
накопления
культуры.
Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей
информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в
Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые:
представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие
дети.
Форма и режим занятий. Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Проектная мастерская» составлена в целях реализации требований ФГОС ООО к
достижению метапредметных результатов. Согласно основной образовательной
программе основного общего образования ОУ курс «Проектная мастерская» входит в
состав кружковой деятельности по социальному направлению, одному из пяти
направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся. Запись проходит по выбору обучающихся. На внеурочную
деятельность отводится вторая половина дня.
Форма организации: ведущей формой организации занятий является групповая.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется
индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из
двух частей - теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует
с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей
обучающихся, педагогического наблюдения.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музее, библиотеках, на
школьном
дворе,
на
различных
объектах.
Кружковая
проектная
деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий, реализации и
презентации проектов в классе, на школьной ученической конференции ученических
исследовательских и проектных работ.
Программа для обучающихся 2-4 классов рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Срок реализации программы: 1 год.
Планируемые результаты реализации курса по проектной деятельности
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Проектная
мастерская» отражают:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
культуре своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; Отечеству,
прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной,
общественно
полезной,
учебно-исследовательской,
творческой и других видах деятельности.
Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Проектная
мастерская» отражают:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
владение
основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и
по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в обучении.
Предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Проектная
мастерская» с учётом общих требований Стандарта должны обеспечивать успешное
обучение на следующей ступени общего образования. Обучающийся, освоивший
курс «Проектная мастерская», должен освоить начальные умения и навыки в
проектной деятельности от постановки проблемы до создания портфолио проекта.
В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения
и навыки:
1.Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной
задачи?
2.Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия,
привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта,
специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3.Навыки оценочной самостоятельности.
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5.Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог,
задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6.Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Виды проектов
По времени: краткосрочные, среднесрочные, длительный проект.
По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.
По содержанию: межпредметный, надпредметный.
Классификация проектов по ведущим видам деятельности:
учебные исследования;
информационный (сбор и обработка информации);
игровые (занятия в форме игры);
творческие проекты;
практико - ориентированные (практические).
Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых
других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов
достижения результата проекта.
Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и обучающегося,
развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе
непрерывного
образования,
дает
возможность
раннего
формирования
профессионально-значимых умений обучающихся. Проектная технология нацелена
на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет
сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Этапы проекта
Этапы работы над проектом:
1. Поисковый
- Определение тематического поля и темы проекта.
- Поиск и анализ проблемы.
- Постановка цели проекта.
2. Аналитический
- Анализ имеющейся информации.
- Сбор и изучение информации.
- Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных
решений), построение алгоритма деятельности.
- Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ.
- Анализ ресурсов.
3. Практический
- Выполнение запланированных технологических операций.
- Текущий контроль качества.
- Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.
4. Презентационный.
Портфолио проекта
Составление письменного отчета о ходе реализации проекта, представление отчета в
виде портфолио (титульный лист, введение, проблематика, актуальность,
целеполагание, методы работы, форма проекта, результаты, фото-подтверждения,
иллюстрации (рисунки), компьютерная презентация).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1: «Введение» (1 ч.)
Что такое технология проектного обучения? Значимость проектной технологии.
Источники, из которых берется материал: книга, Интернет, информаторы,
телевидение и другие источники. Выбор предполагаемых участников проекта.
Виды проектов.
По времени: краткосрочные, среднесрочные, длительный проект.
По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.
По содержанию: монопредметный, межпредметный, надпредметный.
Тема 2: «Числа в загадках, пословицах, поговорках» (3 ч.)
Классификация проектов по ведущим видам деятельности.
Тема 3: Проект «Правильное питание» (4 ч.)
1. Показать на примере рассказов, сказок, стихов значимость правильного
питания.
2. Провести анкету среди детей: «Как надо правильно питаться?». (Выдвинуть на
обсуждение детей такие вопросы:
- какие фрукты и овощи необходимы человеку каждый день?
- как правильно составить рацион полноценного завтрака, обеда, ужина?
- какие витамины присутствуют в той или иной пище?
- нужно ли в рацион человеческого питания включать супы, борщ, рыбу, мясо,
молоко, творог, сыр, всевозможные каши (перловая, гречневая, ячневая,
манная, геркулесовая)?
- чем богат хлеб, из каких сортов пшеницы его делают?
- что еще добавляют в хлеб?
3. Провести конкурс поделок, газет, викторин, фотоконкурс о правильном
питании.
4. Составить рацион недельного питания твоей семьи.
5. Создать стенд о правильном питании.
6. Украсить зал для презентации поделками, газетами, фотографиями.
7. Провести презентацию проекта.
Тема 4: Проект «Зимняя страничка» (2 ч.)
1. Подбор загадок о зиме.
2. Зимние зарисовки.
3. Народные приметы.
4. Оформление странички.
Тема 5: Проект «Новогодняя елка» (8 ч.)
1. Провести беседу - путешествие: «Новогоднее дерево – елка».
Дать задание о сборе материала на тему: «Новогоднее дерево – елка». По следующим
вопросам:
- Откуда к нам пришла эта традиция - ставить хвойное дерево и украшать его на
новогодний праздник? (воспользоваться литературой, Интернетом, журналами и
газетными публикациями для расширения знаний и представлений детей в ходе
подготовки проекта).
2. Провести тест: «Что я знаю о елке?» (вопросы, предложенные учителем:
- почему мы, наряжаем елку?
- какие украшения, вешали люди в далекой старине на елку?
- какие новогодние традиции остались у нас, от далекой старины?
- кто приходит к нам в гости на новогодний праздник?
- как называют Деда Мороза, в других странах? (Франции, Англии, Японии).
4. Найти наиболее популярные песни о новогоднем празднике и выучить их
наизусть.
5. Устроить конкурс «Образ зимы в твоих картинках, поделках, рассказах,
сочинениях, стихах» (сделанных руками детей).
Тема 6: Проект «Составляем сборник загадок о животных» (3 ч.)
Тема 7: Проект «Красная книга родного края» (3 ч.)
1. Познакомить с растениями и животными родного края, дать задание о сборе
материала о редких растениях и животных нашего края.
2. Создать Красную книгу растений и животных родного края.
3. Оформить стенд «Как прекрасен наш край».
4. Подготовить выставку рисунков и поделок о родном крае.
5. Провести защиту проекта.
Тема 8: Проект «Моя семья» (2 ч.)
1. Проведение беседы: «О понимание роли семьи в жизни человека» (изучить
историю данной семьи, род занятий членов семьи, их хобби, родственные связи
и отношения, понять свою роль в этой семье.)
2. Сбор фотографий, отражающих родственные и важные моменты в жизни
отдельно взятой семьи.
3. Оформление небольшого семейного альбома исследуемой семьи.
4. Написание эссе о путешествиях, труде и отдыхе данной семьи.
5. Завершить проект презентацией перед всем классом.
Тема 9: Проект «Наш класс – дружная семья» (2 ч.)
1. Составить анкету класса.
2. Фотосъёмка на переменах и уроках.
3.Создание фотоальбома.
Тема 10: Проект «Весенняя страничка» (2 ч.)
1.Подбор загадок о весне.
2.Весенние зарисовки.
3.Народные приметы.
4. Оформление странички.
Тема 11: «Мосты. Виды мостов» (2 ч.)
1.Коллективное проектирование мостов.
2.Легоконструирование.
Тема 12: «Океанариум» (2 ч.)
1.Заочное путешествие в океанариум.
2.Зарисовки.
3. Создание буклета.
Учебно-тематический план
№ п/п
Название тем разделов
Кол-во часов
1
Введение в проектную деятельность
2ч
2
Мои первые проекты
14 ч
3
Создание и защита проектов
18 ч
Итого
34 часа
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Тема занятия
Что такое команда?
Как работать в
команде.
Конкурс рисунков
«Моя школа»
Учимся выбирать
дополнительную
литературу (экскурсия
в библиотеку)
Библиотечное занятие
«Знакомство с
информационными
справочниками»
Проект «Осенняя
страничка»
КолСодержание
во
деятельности
часов,
учащихся
дата
1ч
Знакомство с
проектной
деятельностью, выбор
личной темы проекта
Предполагаемый
продукт проектной
деятельности
1ч
Знакомство с
проектной
деятельностью, выбор
личной темы проекта
2ч
Выбор способа
презентации проекта,
обсуждение
оформления проекта
Проект «Составляем
сборник загадок о
животных»
Самый первый проект
«Числа в загадках,
пословицах,
поговорках»
Работа над проектом
«Живая азбука»
Проект «Правильное
питание»
3ч
Демонстрация своей
работы над проектом
2ч
Демонстрация своей
работы над проектом
Буклет
2ч
Буклет
Проект «Новогодняя
елка
или новый год в моих
фантазиях»
3ч
Демонстрация своей
работы над проектом
Составить рацион
недельного питания
твоей семьи.
Показать на примере
рассказов, сказок,
стихов значимость
правильного питания
Вопросы,
предложенные
учителем: - почему
мы, наряжаем елку?
- Как называют Деда
3ч
Составление осенней
странички, подбор
загадок, пословиц,
составление рассказов о
зиме
Страничка сборника с
рисунками
Книга здорового
питания, фото
приготовленных блюд,
конкурс кулинаров
9
Проект «Зимняя
страничка»
2ч
10
Проект «Красная книга
родного края»
Проект «Моя семья»
3ч
12
Проект «Весенняя
страничка»
1ч
13
Проект «Наш класс –
дружная семья»
«Сказочные страницы»
2ч
«Мосты. Виды
мостов»
«Океанариум»
2ч
11
14
15
16
Итого
2ч
3ч
2ч
Мороза, в других
странах?
Провести опрос среди
учащихся 1-4 классов
«Что мы знаем о ёлке»
Выбор способа
презентации проекта,
обсуждение
оформления проекта
Демонстрация своей
работы над проектом
Демонстрация своей
работы над проектом
Демонстрация своей
работы над проектом
Составление зимней
странички, подбор
загадок, пословиц,
составление рассказов о
зиме
Фотоальбом
Фотоальбом
Составление весенней
странички, подбор
загадок, пословиц,
составление рассказов о
зиме
Сборник имен класса
Демонстрация своей
работы над проектом
Демонстрация своей
Страничка сборника
работы над проектом.
Демонстрация своей
Конструирование мостов
работы над проектом
Демонстрация своей
Поделка
работы над проектом
34 часа
Формы подведения итогов реализации программы: презентации проектов,
участие в конкурсах, выставках, конференции.
Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или
исследования
При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо
понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание
состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин
любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности
умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя,
работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося.
Можно оценивать:
степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над
проектом;
степень включенности в групповую работу и чёткость выполнения отведённой
роли;
практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
степень осмысления использованной информации;
уровень сложности и степень владения использованными методиками;
оригинальность идеи, способа решения проблемы;
осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или
исследования.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
планировать –
умения определять состав действий и операций, их количество, составлять план
по действиям и операциям, составлять план по размещению деталей на
изделии, распределять работу в группе и выполнять работу в соответствии с
планом, используя табличную форму записи плана;
умения планировать работу группы с учётом времени и составлять
оптимальный план;
умение использовать кодирование и декодирование для записи плана и
выполнять работу в соответствии с планом;
анализировать –
умения анализировать проблемную ситуацию, содержащую проблему и
условия, умения уточнять условия, в которых рассматривается проблема;
формулировать проблему и цель, определять задачи, которые необходимо
решить для достижения цели, определять задачи по составлению проекта,
ставить перед собой познавательные и исследовательские задачи;
представлять –
умения формулировать ожидаемый результат, фиксировать проект в виде
карты – схемы, схемы, макета, буклета, алгоритма, эскиза, умение представлять
ход и результат проделанной работы.
К концу года учащиеся должны уметь:
выделять проблему и условия из проблемной ситуации;
формулировать проблему в виде вопроса, а исходя из проблемы, определять
цели и задачи для её реализации;
осуществлять планирование и составлять план своей работы;
предъявлять результаты проделанной работы (проекты); делать самоанализ, т.е.
выступать с презентацией.
Критерии оценивания
Оценка выполненных проектов.
Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить
стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в
выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при
этом в начальной школе должен быть поощрен каждый обучающийся,
участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в
соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций
и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации.
Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный
проект», «Красочный проект» и т.д.
Критерии внешней оценки проекта
Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой
тематике.
Корректность используемых методов исследования и методов обработки
получаемых результатов.
Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными
возможностями.
Коллективный характер принимаемых решений.
Характер общения и взаимопомощи участников проекта.
Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение
знаний из других областей.
Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои
заключения, выводы.
Эстетика оформления результатов проекта.
Умение отвечать на вопросы оппонентов.
Материально - техническое обеспечение
1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2009.
2.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2009.
3.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2010.
Литература для обучающихся:
Большая Детская энциклопедия. Русский язык. Учебное пособие:
«Бизнессофт»/ «Хорошая погода», 2007.- 159с.
Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC
Электронные ресурсы:
Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://allebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный
ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/ (09.03.11)