МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШУХРУПОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА
DN: E=uc_fk@roskazna.ru, S=77 Москва, OID.1.2.643.100.4=7710568760,
ОГРН=1047797019830, STREET="Большой Златоустинский переулок, д. 6,
строение 1", L=г. Москва, C=RU, O=Казначейство России,
CN=Федеральное казначейство
Причина: Я являюсь автором этого документа
Дата: 18 Сентябрь 2025 г. 15:08:23
Свердловской области
МКУ Управление образованием Туринского МО
МАОУ ШУХРУПОВСКАЯ OОШ
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
________________________
________________________
Зам. директора по УВР
Директор
Шестакова А.Н.
Нифонтова С.В.
Протокол № 1
Приказ № 92-О
от «28» августа 2025 г.
от «28» августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Физическая культура» модуль «Бадминтон»
для 1-4 классов начального общего образования
на 2025-2026 учебный год
с. Шухруповское
2025год
МОДУЛЬ «БАДМИНТОН»
Пояснительная записка модуля «Бадминтон»
Модуль «Бадминтон» (далее – модуль по бадминтону, бадминтон) на уровне
начального общего образования разработан с целью оказания методической
помощи учителю физической культуры в создании рабочей программы по
учебному предмету «Физическая культура» с учетом современных тенденций в
системе образования и использования спортивно-ориентированных форм, средств
и методов обучения по различным видам спорта.
Игра в бадминтон является эффективным средством укрепления здоровья
и физического развития обучающихся. Занятия бадминтоном позволяют
разносторонне воздействовать на организм человека, развивают быстроту, силу,
выносливость, координацию движения, улучшают подвижность в суставах,
способствуют приобретению широкого круга двигательных навыков, воспитывают
волевые качества. Все движения в бадминтоне носят естественный характер,
базирующийся на беге, прыжках, различных перемещениях.
Широкая возможность вариативности нагрузки позволяет использовать
бадминтон, как реабилитационное средство, в группах общей физической
подготовки и на занятиях в специальной медицинской группе. Занятия
бадминтоном вызывают значительные морфофункциональные изменения
в деятельности зрительных анализаторов, в частности, улучшается глубинное
и периферическое зрение, повышается способность нервно-мышечного аппарата
к быстрому напряжению и расслаблению мышц. Эффективность занятий
бадминтоном обоснована для коррекции зрения и осанки ребенка.
В процессе игры в бадминтон обучающиеся испытывают положительные
эмоции: жизнерадостность, бодрость, инициативу, благодаря чему игра
представляет собой средство не только физического развития, но и активного
отдыха всех детей. Игра в бадминтон на открытом воздухе (в парке, на пляжах
вблизи водоемов или просто во дворе дома) создает прекрасные условия для
насыщения организма человека кислородом во время выполнения двигательной
активности.
Целью изучения модуля «Бадминтон» является формирование у обучающихся
основ здорового образа жизни, активной творческой самостоятельности
в проведении разнообразных форм занятий физическими упражнениями
посредством бадминтона, укрепление и сохранение здоровья обучающихся,
приобретение ими знаний и способов самостоятельной деятельности, развитие
физических качеств и освоение физических упражнений оздоровительной,
спортивной и прикладно-ориентированной направленности.
Задачами изучения модуля «Бадминтон» являются:
всестороннее гармоничное развитие обучающихся, создание условий для
воспроизводства необходимого объема их двигательной активности
в режиме учебного дня и досуговой деятельности средствами игры
в бадминтон, бадминтонных упражнений и подвижных игр с элементами
бадминтона;
формирование физического, нравственного, психологического и социального
здоровья обучающихся, повышения уровня развития двигательных способностей
в соответствии с сенситивными периодами младшего школьного возраста,
повышение функциональных возможностей организма, обеспечение культуры
безопасного поведения на занятиях по бадминтону;
обогащение двигательного опыта обучающихся физическими упражнениями
с общеразвивающей и корригирующей направленностью посредством освоения
технических действий и подвижных игр с элементами бадминтона;
освоение знаний и формирование представлений о бадминтоне как виде
спорта, его истории развития, способах формирования здоровья, физического
развития и физической подготовки обучающихся;
обучение двигательным и инструктивным умениям и навыкам, техническим
действиям игры в бадминтон, правилам организации самостоятельных занятий
бадминтоном;
воспитание социально значимых качеств личности, норм коллективного
взаимодействия и сотрудничества в игровой и соревновательной деятельности
средствами бадминтона;
популяризация бадминтона среди детей, привлечение обучающихся,
проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям бадминтоном,
в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;
выявление, развитие и поддержка одаренных детей в области спорта.
Место и роль модуля «Бадминтон».
Модуль «Бадминтон» удачно сочетается практически со всеми базовыми
видами спорта, входящими в содержание учебного предмета «Физическая
культура» (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры), предполагая
доступность освоения учебного материала всем возрастным категориям
обучающихся, независимо от уровня их физического развития, физической
подготовленности, здоровья и пола.
Интеграция модуля по бадминтону поможет обучающимся в освоении
содержательных разделов программы учебного предмета «Физическая культура» –
«Знания о физической культуре», «Способы самостоятельной деятельности»,
«Физическое совершенствование» в рамках реализации рабочей программы
учебного предмета «Физическая культура», при подготовке и проведении
спортивных мероприятий, в достижении образовательных результатов внеурочной
деятельности и дополнительного образования, деятельности школьных
спортивных клубов.
Модуль «Бадминтон» может быть реализован в следующих вариантах:
при самостоятельном планировании учителем физической культуры процесса
освоения обучающимися учебного материала по бадминтону с выбором различных
элементов бадминтона, с учетом возраста и физической подготовленности
обучающихся;
в виде целостного последовательного учебного модуля, изучаемого за счет
части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений
из перечня, предлагаемого образовательной организацией, включающей,
в частности, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся,
в
том
числе
предусматривающие удовлетворение различных интересов обучающихся (при
организации и проведении уроков физической культуры с 3-х часовой недельной
нагрузкой рекомендуемый объем в 1 классе – 33 часа, во 2, 3, 4 классах –
по 34 часа);
в виде дополнительных часов, выделяемых на спортивно-оздоровительную
работу с обучающимися в рамках внеурочной деятельности и (или) за счет
посещения обучающимися спортивных секций, школьных спортивных клубов,
включая использование учебных модулей по видам спорта (рекомендуемый объем
в 1 классе – 33 часа, во 2, 3, 4 классах – по 34 часа).
Содержание модуля «Бадминтон»
Знания о бадминтоне.
Бадминтон как вид спорта. Правила безопасного поведения во время занятий
бадминтоном. Место для занятий бадминтоном. Спортивное оборудование и
инвентарь. Одежда для занятий бадминтоном. Техника безопасности при
выполнении физических упражнений бадминтона, проведении игр и
спортивных эстафет с элементами бадминтона.
История зарождения бадминтона в мире и России. Выдающиеся достижения
отечественных спортсменов – бадминтонистов на международной арене.
Особенности структуры двигательных действий в бадминтоне. Показатели
развития физических качеств: гибкости, координации, быстроты.
Основные группы мышц человека. Эластичность мышц. Развитие
подвижности суставов. Первые внешние признаки утомления на занятиях
бадминтоном.
Способы самостоятельной деятельности.
Бадминтон как средство укрепления здоровья, профилактики глазных
заболеваний и развития физических качеств. Бадминтон как вид двигательной
активности в режиме дня. Правила личной гигиены во время занятий бадминтоном.
Закаливание организма средствами занятий бадминтоном.
Контрольные измерения массы и длины своего тела. Осанка. Упражнения
с элементами бадминтона для профилактики миопии. Планирование
индивидуального распорядка дня. Соблюдение правил безопасности в игровой
деятельности. Способы самоконтроля за физической нагрузкой при выполнении
игровых упражнений бадминтона. Самостоятельные развивающие, подвижные
игры и спортивные эстафеты, командные перестроения.
Подбор индивидуальных и парных упражнений с разноцветными воланами
для профилактики миопии. Подбор и составление комплексов общеразвивающих
и специальных упражнений бадминтона. Освоение навыков по самостоятельному
ведению общей и специальной разминки.
Самостоятельное проведение разминки, организация и проведение
спортивных эстафет, игр и игровых заданий, принципы проведения эстафет при
ролевом участии (капитан команды, участник, судья, организатор).
Физическое совершенствование.
Организующие команды и приемы. Освоение универсальных умений при
выполнении организующих команд: «Стройся», «Смирно», «На первый,
рассчитайсь», «Вольно», «Шагом марш», «На месте стой, раз, два», «Равняйсь»,
«В две шеренги становись».
Освоение универсальных умений при выполнении организующих команд
и строевых упражнений: построение и перестроение в одну, две шеренги, стоя
на месте, повороты направо и налево, передвижение в колонне по одному с
равномерной скоростью. Совершенствование универсальных умений при
выполнении организующих команд и строевых упражнений.
Демонстрация умений построения и перестроения, перемещений различными
способами передвижений, включая приставные шаги, выпады, прыжки.
Упражнения общей и специальной разминки. Влияние выполнения
упражнений общей и специальной разминки на подготовку мышц тела
к выполнению физических упражнений бадминтона. Освоение техники
выполнения упражнений общей и специальной разминки с контролем дыхания.
Самостоятельное проведение разминки по ее видам.
Индивидуальные и парные упражнения с разноцветными воланами для
профилактики миопии.
Упражнения для развития моторики и координации с предметами.
Жонглирование рукой, гимнастической палкой, ракеткой шарика, волана.
Основные хваты ракетки. Перемещения с воланом и ракеткой. Смена хвата
и работа ног.
Бадминтонные технические упражнения. Игра у сетки и выпады. Игра у сетки
и начало игры.
Подбор комплекса и демонстрация техники выполнения упражнений
с элементами бадминтона: общеразвивающие, спортивные, профилактические.
Подбор и демонстрация комплекса упражнений для развития гибкости,
координационно-скоростных способностей.
Игры и игровые задания, спортивные эстафеты. Эстафеты с ракеткой,
шариком и воланом. Подвижные игры: «Падающий волан», «Убеги от водящего»,
«Унеси волан», «Четные и нечетные», «Парная гонка волана», «Подбей волан»,
«Загони волан в круг», «Салки с воланами», «Закинь волан», «Бой с тенью»,
«Падающий волан с ракеткой».
Индивидуальное и коллективное творчество по созданию эстафет и игровых
заданий.
Выполнение освоенных упражнений с элементами бадминтона. Выполнение
упражнений на развитие отдельных мышечных групп (спины, живота, плечевого
пояса, плеча, предплечья, кисти, таза, бедра, голени, стопы). Выполнение
упражнений с учетом особенностей режима работы мышц (динамичные,
статичные). Освоение правил бадминтона.
Упражнения для освоения техники бадминтона. Подача и обмен ударами.
Отброс слева и справа. Плоские удары в центре корта.
Игры и игровые задания, спортивные эстафеты. Эстафеты с ракеткой и
воланом. Подвижные игры: «Бой с тенью», «Падающий волан с ракеткой»,
«Бадминтон левыми руками», «Двурукий бадминтон», «Четные и нечетные».
Планируемые результаты
Содержание модуля «Бадминтон» способствует достижению обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Личностные результаты
При изучении модуля «Бадминтон» на уровне начального общего образования
у обучающихся будут сформированы следующие личностные результаты:
проявление чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России через достижения отечественной сборной команды страны;
проявление уважительного отношения к сверстникам, культуры общения
и взаимодействия, терпимости в достижении общих целей при совместной
деятельности на принципах доброжелательности и взаимопомощи;
проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями
в различных (нестандартных) ситуациях и условиях, умение не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства достижении
поставленных целей на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
способность принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развитие
мотивов учебной деятельности, стремление к познанию и творчеству, эстетическим
потребностям;
оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними
общего языка и общих интересов;
понимание установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению
к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
При изучении модуля «Бадминтон» на уровне начального общего образования
у обучающихся будут сформированы следующие метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств и способов ее осуществления;
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия,
собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее
выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
умение характеризовать действия и поступки, давать им анализ и объективную
оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
понимание причин успеха или неуспеха учебной деятельности и способность
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться
о распределении функций в учебной, игровой и соревновательной деятельности,
оценка собственного поведения и поведения окружающих;
обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха
и занятий физической культурой;
организация самостоятельной деятельности с учетом требований ее
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
способность выделять и обосновывать эстетические признаки в физических
упражнениях, двигательных действиях, оценивать красоту телосложения и осанки,
сравнивать их с эталонными образцами.
Предметные результаты
При изучении модуля «Бадминтон» на уровне начального общего образования
у обучающихся будут сформированы следующие предметные результаты:
представления о значении занятий бадминтоном как средством для
укрепления здоровья, профилактики глазных заболеваний, организации досуговой
деятельности и воспитания физических качеств человека;
знания истории зарождения бадминтона, достижения отечественных
спортсменов – бадминтонистов на международной арене;
представление о сущности и основных правилах игры в бадминтон;
умение характеризовать упражнения и комплексы упражнений:
общефизической,
корригирующей
направленности,
подготовительного,
специального воздействия для занятий бадминтоном, для развития двигательных
способностей, индивидуальных и парных бадминтонных технических элементов,
техники их выполнения;
демонстрация навыков безопасного поведения во время занятий бадминтоном,
личной гигиены, выполнения требований к спортивной одежде и обуви,
спортивному инвентарю для занятий бадминтоном;
демонстрация навыков систематического наблюдения за своим
физическим состоянием, показателями физического развития и физической
подготовленности; демонстрация универсальных умений при выполнении
организующих команди строевых упражнений;
умение выполнять и составлять комплексы общеразвивающих, специальных
и корригирующих упражнений, упражнений на развитие быстроты, координации,
гибкости;
демонстрация техники выполнения общеразвивающих, спортивных,
профилактических упражнений с элементами бадминтона;
умение выполнять бадминтонные технические упражнения: выпады, начало
игры, игра у сетки, подача и обмен ударами, отброс слева и справа, плоские удары
в центре корта;
умение организовать самостоятельные занятия бадминтоном со
сверстниками, подвижные игры с элементами бадминтоном;
выполнение контрольно-тестовых упражнений по общей и специальной
физической подготовке и умение оценивать по показателям индивидуальный
уровень физической подготовленности;
проявление уважительного отношения к одноклассникам, культуры общения
и взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей
в учебной и игровой деятельности на занятиях бадминтоном.
Учебно-методические пособия
1.
Игра бадминтон: учебно-методическое издание / А.В. Щербаков, Н.И.
Щербакова. – М.: ООО «Гражданский альянс», 2009. – 121 с.
2.
Учимся играть в бадминтон / В.Г. Турманидзе., А.В. Турманидзе. – М.:
Чистые пруды, 2009. – 32 с.: ил. – (Библиотека «первого сентября». Серия «Спорт
в школе», вып. 25).
Интернет-ресурсы
1.
Примерная программа учебного предмета «физическая культура» для
образовательных организаций, реализующих программы начального, основного
и среднего общего образования https://fgosreestr.ru/oop?page=25
2.
Программа «Время
волана». Пособие для учителей
https://badminton.lv/faili/shuttletime_skolotaja_rokasgramata_rus.pdf
3.
Терминология
и
основные
понятия
в
бадминтоне
https://badmintonika.ru/terminologiya-v- badmintone/
4.
Учительский портал https://www.uchportal.ru/